Не рублем единым
[b]В ноябре этого года Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА) исполнится 10 лет. Сегодня в ее составе 200 крупных, средних и даже небольших компаний, банков и предприятий из 23 стран. Но это показатель количественный. Уникальность же ММБА в том, что она давно уже стала своего рода посредником между бизнесом и властью.[/b]– Если быть более точным, то мы не посредники. Посредники берут деньги и далеко не всегда заинтересованы в успешном исходе дела. Ассоциация и была создана для того, чтобы выбивать почву из-под ног достаточно большого количества недобросовестных посредников, которые и являются самыми громкими распространителями «данных о всеобщей коррупции» и возделывателями благоприятной почвы для взяток и обмана, – с этого утверждения начал беседу с нашим корреспондентом [b]генеральный директор ММБА Александр БОРИСОВ[/b].– Мы сами определяем для себя роль некоего интерфейса между бизнесом и властью – то есть своеобразных переводчиков, ибо чиновники и предприниматели говорят очень часто «на разных языках». Вроде бы все по-русски, но для первых главное – одно, а для вторых – совсем другое. Поэтому одна из наиболее важных наших задач – помощь компаниям в правильной формулировке обращения, выделении главного, определении правильного адресата. Ведь механизм работы любого аппарата приводит к тому, что, даже если важный и полезный вопрос попадает к чиновнику, которому он неинтересен либо не входит в его компетенцию, а тем паче противоречит каким-то его интересам, то – будьте уверены, он найдет десять убедительных аргументов, чтобы этот вопрос похоронить.[b]– То есть лозунг ассоциации «Бизнес – Власть – Прямой диалог» реально отражает вашу повседневную работу. И кто инициатор этого диалога?[/b]– Инициатива шла от бизнеса. Группа иностранных и российских компаний пришла к министру правительства Москвы Владимиру Малышкову, который возглавляет Департамент потребительского рынка и услуг, с идеей установить канал общения между предпринимателями и городской администрацией.Владимир Иванович уговорил мэра Москвы проверить эту инициативу на практике и дать согласие стать первым президентом Ассоциации (по Уставу ММБА на два года). С тех пор Юрия Михайловича уже четыре раза единогласно переизбирали на этот пост. Последний раз – в мае 2006 года, так что президентом ММБА он будет до мая 2008 года, помогая нам в разрешении самых сложных коллизий, возникающих в отношениях бизнеса и власти.[b]– И с какими именно коллизиями приходится чаще всего иметь дело?[/b]– С неадекватным порой применением законодательства, некорректностью налогового администрирования, самыми разными бюрократическими препонами при оформлении землеотводов. Много чего можно перечислить… Но я должен об этом сказать и говорю открыто: пока в Москве больше согласований и инстанций, чем во многих других регионах. Имеются этому объективные причины. Дело в том, что нигде в России нет такой сложной подземной инфраструктуры, как в нашем городе. Нигде нет и столь плотной застройки, разветвленной транспортной сети.В начале 90-х годов вопросы выделения земли и недвижимости нередко решались предыдущей администрацией в обход тех или иных согласующих инстанций – и город до сих пор расхлебывает результаты тех решений.Что делается сегодня для решения этой проблемы? Разработан и утвержден Генплан развития города до 2020 года, определено зонирование, создан общегородской земельный кадастр, вводится система «одного окна».Все это направлено на одно – сократить административные барьеры. Есть только одно препятствие, и оно носит скорее психологический характер. Реакция чиновника, ответственного за согласование, по разным причинам (тут и боязнь ответственности, и традиционный менталитет, и нередко ожидание «материального поощрения») – почти всегда одна и та же: «Нельзя, потому что…» И далее можно обозначить с десяток объективных и полуобъективных причин.Нам нужно поменять этот подход – чтобы проекты, признанные важными и полезными для города, горожан, для сообщества в целом, находили оперативные решения и получали согласования. Разумеется, в пределах правового поля. То есть чиновник помогал бы найти решение, а не становился тормозом на пути его реализации. Здесь еще многое предстоит сделать, в том числе и с помощью ММБА, которая, с одной стороны, обеспечивает своего рода общественный контроль за прохождением и реализацией целого ряда крупных городских проектов, а с другой – готовит предложения по улучшению и совершенствованию самой законодательной базы.Очень важно поставить жесткие законодательные препоны любому рейдерству. Уже даже на уровне намерений. Чтобы ни у кого сомнений не осталось: ни под каким видом не удастся перепрофилировать даже купленное, что называется, «с потрохами» предприятие, если оно важно, полезно для города. На это обратил особое внимание на последнем годовом Общем собрании ММБА Юрий Лужков.В решении же проблем московского бизнес-сообщества очень помогает нам и то, что ассоциация широко представлена во многих федеральных и городских экспертных и консультативных органах, в правлении и двух комитетах Торгово-промышленной палаты РФ. Мы участвуем в разработке множества серьезнейших законодательных актов – как городских, так и федеральных.[b]– Не менее эффективное направление работы ММБА – привлечение в столицу зарубежных инвестиций. Думаю, и тут вам есть чем гордиться…[/b]– Кто-то из наших деловых партнеров очень хорошо сказал: спрашиваешь коммерсанта, давно уже ведущего бизнес в Москве, готов ли он вложиться здесь в новые проекты, и слышишь уверенный ответ: конечно! Но если задать этот же вопрос людям, еще не начинавшим работать в российской столице, ответ будет скорее уклончивым. Вот мы и стремимся, чтобы сомневающихся стало меньше, а постоянных партнеров, уверенных в эффективной отдаче вложений, – как можно больше.За почти 10 лет существования ММБА ее члены привлекли в Москву и другие российские города более 9 млрд долларов инвестиций. А это примерно 10% всех средств, в целом вложенных в этот период в Россию из-за рубежа.Свои международные контакты ассоциация осуществляет через 11 зарубежных и 32 региональных представительства. Мы ежегодно проводим в разных уголках планеты до 80 форумов, конференций и иных мероприятий или участвуем в них. В ближайших планах – Московская международная конференция «Защита товарных знаков. Борьба с контрафактной продукцией», бизнес-форум в Нью-Йорке «Высотное строительство в мегаполисе. BULDINGSNY». И самое главное – десятый, юбилейный Международный инвестиционный форум «Москва-Инвест2007» в Лондоне в октябре.Наши постоянные партнеры – Европейский деловой клуб, Союз немецкой экономики, мы входим в Ассоциацию организаций предпринимателей столиц Европы (ОРСЕ), Международную ассоциацию бизнес-коммуникаций (IABC). Я представляю Россию в Консультативной группе при генеральном секретаре Всемирной таможенной организации.[b]– Прошлый, предъюбилейный год был обычным? Или в чем-то своеобразным?[/b]– Пожалуй, впервые так четко обозначился вектор интересов заграничных инвесторов – именно в несырьевые отрасли, в реальный сектор экономики. А Москва как раз этим и привлекательна: она предлагает реальные высокоэффективные проекты. Особенно популярны для инвесторов капитальное строительство, потребительский рынок, высокие технологии, тонкий оргсинтез.ММБА развивается, потому что развивается Москва. В прошлом году нашему городу повысили рейтинг все три ведущих в мире рейтинговых агентства. Российская столица заняла второе место среди крупнейших городов континента, в которых авторитетные европейские компании намерены в ближайшие пять лет открыть свои офисы, стала мировым лидером по объемам нового строительства, обогнав по этим показателям Дубай, Пекин и Шанхай. Мы отслеживаем динамику всех этих процессов – мониторим московскую экономику, выпуская ежегодно десятки информационных и аналитических изданий.[b]– Александр Иванович, а нет ли опасности, что компании – члены ММБА станут злоупотреблять влиятельностью руководства ассоциации, ее возможностями напрямую говорить с московской властью о проблемах бизнеса?[/b]– Да, мы отстаиваем интересы инвесторов. Но только когда их идеи, проекты разумны, а не идут вразрез с политикой развития города. Доходит, однако, порой и до курьезов: так, одна крупная компания вышла из состава ММБА, обидевшись на то, что город не разрешил ей торговать своими конфетами в цветочных магазинах. Но ведь есть законы торговли, есть специализация… И цветочный магазин – не кондитерская.Но в большинстве своем инициативы наших членов, по-моему, очень перспективны.[b]– Это, мне кажется, тесно смыкается с темой благотворительности. Насколько социально ориентирован бизнес, входящий в ММБА?[/b]– На упомянутом уже годовом Общем собрании Юрий Михайлович в качестве президента ММБА вручил благотворительный дар компании Pepsi известному детскому врачу Л.М. Рошалю – для оборудования возглавляемого им медицинского центра. Но при этом мэр подчеркнул: мы не неволим бизнес заниматься благотворительностью, не затягиваем его насильно в городские социальные программы, в любом случае это должна быть личная инициатива, идущая от сердца, а не в расчете на некое «особое отношение».Могу с уверенностью сказать: компании – члены ассоциации участвуют в благотворительных проектах не по расчету, а потому, что осознают свою ответственность за повседневную жизнь города. Они поддерживают московские музеи, театры, помогают церквям, детским домам, учебным заведениям – в том числе и развитию школьного спорта. Это мировая традиция: если бизнес считает себя цивилизованным, он не должен отворачиваться от людей.[b]КСТАТИ[/b][i]«Вимм Билль Данн» предложил распространить на Москву действующую в Удмуртии, Краснодарском крае и других регионах программу «Школьное молоко», по которой все дети получают бесплатно в школах дневную норму молока – 200 граммов. А представительство «IBM – Восточная Европа/Азия» уже начало внедрять в московских детсадах программу обучения малышей пользованию компьютером.[/i]