Бендер с Кисой могут приезжать снова
[b]На прошедшей неделе москвичи и жители Подмосковья, привычно приехавшие в столицу через площадь Трех вокзалов, пережили что-то вроде культурного шока.[/b]Стена Ярославского вокзала, выходящая на здание станции метро «Комсомольская», предстала в ее первозданном виде. Так, как задумал архитектор Федор Шехтель. Огромный стеклянный зал ожидания построили позже, а вот эту стену должны были видеть еще Остап Бендер и Киса Воробьянинов, которые приехали в Москву из вымышленного авторами города Старгорода…Обрастать палатками и лотками площадь между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов начала еще в первой половине 1990-х. Место это, что называется, «козырное»: ежедневно через площадь проходят не менее миллиона потенциальных покупателей.Поэтому каждый метр привокзальной площади для его арендатора является золотым. В начале 2000-х годов в МВД журналистам показывали карту Москвы с закрашенными сферами влияния той или иной организованной преступной группировки.Площадь Трех вокзалов оказалась поделенной сразу между тремя ОПГ: московской (бауманской), подмосковной (королевско-ивантеевской) и казанской. За каждый метр на границах сфер влияния этого «золотого дна» шла непрерывная война. Милиция покупалась, чиновникам самых различных уровней передавались огромные взятки.После дефолта 1998 года временные палатки с привокзальной площади Ярославского вокзала начали исчезать и заменяться стационарными, «капитальными» павильонами.Фундаменты этих сооружений у стены Ярославского вокзала пока остались – видимо, их начнут разбивать в ближайшее время. По этим бетонным площадкам видно, что все строилось надолго, на годы… И вот их снесли. Сегодня мы можем видеть прекрасные пропорции арочных окон первого этажа, прорисованную на фасаде филигранную кладку стен. Да и само здание вокзала, пропорции которого так долго были искажены, словно выпрямилось и заново встало на отведенном ему месте.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Свою историю Ярославский вокзал отсчитывает с 1862 г. В этом году между Красным прудом и Ленинградским вокзалом был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которой до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Для строительства здания Ярославской железной дороги был приглашен архитектор Кузьмин.В этом виде вокзал простоял до 1900 года, когда пассажирское здание было увеличено пристройкой и надстройкой части второго этажа. В связи с усилившейся интенсивностью движения поездов встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. Небольшая Троицкая дорога значительно выросла и стала именоваться Московско-Ярославско-Архангельской, выросли грузо- и пассажироперевозки. Проект нового Ярославского вокзала в Москве поручили архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. В 1906–1907 гг. Ярославский вокзал был заменен новым, втрое больше прежнего.Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. Затянувшаяся на десятилетия реконструкция пришла к концу лишь в 1965–1966 гг., когда всю освобожденную от старых путей площадь архитекторы А. Кулагин и Г. Матохина застроили огромным двухэтажным залом ожидания, зажатым между крыльями старого вокзала[/i].[b]КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ВМ»[i]Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов:[/b]– За время своего пребывания в Мосгордуме я многократно встречался с различными префектами Центрального округа и ставил вопрос о торговых точках на площади Трех вокзалов. В последние годы за этой территорией даже укрепилось особое название – «Бермудский треугольник». Связано это с тем, что до настоящего времени не существует четкого понимания по поводу того, кому, собственно, принадлежит эта территория: префектуре, РЖД или еще кому-то. Не вызывает сомнения, что серьезные интересы здесь и у криминальных группировок. Эта бюрократическая неразбериха тормозит работу по приведению данной территории к нормальным цивилизованным стандартам.Очистку стены Ярославского вокзала от палаток можно считать первой ласточкой в этом непростом процессе. Эта стена, безусловно, является частью шехтелевского памятника, относящегося к стилю «московский модерн». Во всем мире он признан как оригинальный пласт архитектуры, сравнимый с новым артом Франции и Италии. И именно эту стену в первую очередь увидели герои «12 стульев», приехавшие в Москву.Что будет дальше? Надеюсь, что мы продолжим работу по окультуриванию данной территории. Торговля там, конечно, должна присутствовать, но она не может вестись в столь нецивилизованных условиях. Кроме того, по моему мнению, здесь должен быть обязательно построен большой ночлежный дом западного типа, в котором были бы и бесплатные места для лиц без определенного места жительства, и недорогие комнаты для тех, кому приходится переночевать на вокзале. Там должен быть круглосуточный медицинский пункт, душ, возможность пройти санитарную обработку и так далее.Вот в этом направлении мы и будем работать.[/i]