Скупой платит жизнью
[b]Проблема низкого уровня сервисного обслуживания лифтового оборудования в Москве и других крупнейших городах уже давно переросла из локальной в общероссийскую.[/b] Участившиеся трагедии, связанные с эксплуатацией лифтов, отказ предприятий от ответственности и, как следствие, отсутствие виноватых – все это способствует обсуждению и решению этого вопроса если не в рамках национального проекта, то как минимум в рамках городских программ.Это мнение Павла Петрова, генерального директора Карачаровского механического завода, одного из ведущих производителей лифтового оборудования с 57-летней историей.Несмотря на то что в Москве сейчас уделяют пристальное внимание проблеме модернизации и обновления лифтового парка города, который состоит примерно из 119 тыс. лифтов, и с каждым годом выделяются все большие суммы на модернизацию, полностью обезопасить жизнь горожан власти не в силах: каждый четвертый лифт надо менять, а это требует серьезных затрат.Сегодня на рынке, говорит Павел Петров, огромное количество мелких недобросовестных сервисных компаний, которые обслуживают, например, 3–4 лифта. Как правило, такие фирмы не только не обладают достаточным количеством персонала, но и тот, что есть – не имеет нужного уровня квалификации, не говоря уже о слабой материально-технической базе.Крупные компании, такие как «Мослифт», «Карачаровский механический завод» и некоторые другие, напротив, имеют возможность обслуживать лифты на самом высоком уровне, потому как сами производят запасные части, занимаются совершенствованием программ, а кроме того, отвечают за свою репутацию. Специалисты Карачаровского механического завода не раз сталкивались с ситуациями, когда работы были выполнены настолько кустарными методами, что вместо болтов попадались изогнутые женские шпильки.Однако муниципалитеты и ТСЖ при выборе обслуживающих компаний все равно руководствуются в первую очередь низкой ценой, забывая о том, что лифт – это сердце каждого дома, которое должно работать беспрерывно круглыми сутками в течение 25 лет, и в то же время это и машина, которая изнашивается и является средством повышенной опасности. Даже жители элитных новостроек зачастую становятся жертвами победивших на тендере откровенно слабых, но предлагающих дешевые услуги компаний.Павел Петров отмечает, что поддерживать лифтовое оборудование в нормальном состоянии способно только предприятие, которое полностью прослеживает весь жизненный цикл лифта, от этапа проектирования до монтажа, обслуживания, модернизации и обновления, а также имеющее собственный сервисный центр и транспорт, наличие которого позволяет соблюдать один из главных принципов работы обслуживающих компаний – оперативность.Естественно, многое зависит от уровня персонала. Обслуживать лифты могут только высококвалифицированные специалисты, отвечающие требованиям, которые предусмотрены Правилами безопасной эксплуатации лифтов, утвержденными Госстроем. Ведущие компании, в том числе и Карачаровский механический завод, тщательно следят за тем, чтобы каждый сотрудник (а на КМЗ их 3200 человек, и это только в московском офисе, всего – более 6000) имел высшее техническое образование, поддерживал свой профессиональный уровень, получал дополнительные навыки и проходил переподготовку.Крупные лифтовые компании сегодня, в связи с огромными масштабами строительства жилых и коммерческих объектов в Московском регионе, предлагают большое количество рабочих мест и для молодых специалистов, выпускников технических вузов и технических колледжей.Одним из стратегически важных и актуальных на сегодняшний день направлений, по мнению Петрова, должно стать обеспечение лифтовым оборудованием социально значимых организаций, которые не получают необходимой материальной поддержки со стороны правительства. Если сломанный лифт в доме может причинить в основном лишь неудобство, то сломанный лифт в больнице может стоить жизни. С этого года Карачаровский механический завод за свой счет производит модернизацию и замену лифтов, непригодных для использования в домах инвалидов и городских больницах.Однако бремя ответственности за решение проблемы качественной работы лифтов лежит не только на обслуживающих компаниях, но и на самих гражданах: уровень сознательности должен обеспечивать понимание необходимости доверять профессионалам, а не экономить, тем самым подвергая свою жизнь, жизнь своих детей и соседей опасности. Павел Петров также призывает правительство города уделять больше внимания качеству услуг. По его мнению, чтобы избежать трагедий необходимо усилить административный контроль над проведением монтажных и пусконаладочных работ.