Дебют на Балтике удался
[b]О чем снимают кино начинающие режиссеры стран Балтии, ежегодно выясняет фестиваль «Балтийские дебюты». В старинном курортном городе Светлогорске под Калининградом бурлит киножизнь.[/b] На зеленых улочках и на берегу прохладного Балтийского моря запросто можно встретить Станислава Говорухина и Веру Глаголеву, Ирину Розанову и Алексея Учителя, Ларису Садилову и Алексея Гуськова.Дебютантов из Швеции и Норвегии, Эстонии и Латвии, Германии и России зрители в лицо пока не знают, но фильмы их смотрят с интересом: приятно почувствовать себя на настоящем международном кинофестивале.Когда на открытии «Балтийских дебютов» показали фрагменты из конкурсной программы, председатель жюри Вера Сторожева (недавний триумфатор Московского кинофестиваля) сразу отметила и высокий профессиональный уровень дебютантов из стран Балтии, и повышенную серьезность, и даже депрессивность их первых работ. И действительно в немецком фильме «Четыре минуты» место действия – женская тюрьма. В норвежских «Сыновьях» молодые ребята мстят своему совратителю – педофилу. В финской картине «Мужская работа» герой зарабатывает телом, обслуживая пожилых дам.В польской «Гиене» предоставленный сам себе мальчишка живет с матерью-одиночкой и попадает в страшноватые приключения. Герой эстонского фильма «186 километров» талантливый актер, но пьяница и неудачник.Российские дебюты обращены в прошлое – «Враги» рассказывают о белорусской деревне 1942 года, деревенских женщинах и немцах-оккупантах. «Варварины свадьбы» о любви, которая началась еще в детстве героев в 1913 году и прошла через все историю страны. «Монотонность» (Латвия), уже получившая главный приз конкурса «Перспективы» на ММКФ, повествует – причем совсем не монотонно – об эмоциональном разладе между мужчиной и женщиной, приехавшими из провинции покорять большой город.Немудрено, что такие фильмы требуют душевных затрат и смотреть их непросто. Зато определенно радуют зрителей российские премьеры, собранные в специальную программу.Просто ликование вызвала последняя картина Станислава Говорухина «Артистка». Актеры в ней сплошь знакомые и любимые. Евгения Добровольская и Мария Аронова, Дмитрий Певцов и Александр Абдулов. И сюжет такой, что можно и посмеяться, и погрустить. Станислав Сергеевич, ощутив прилив народной любви, расслабился, сбросил привычную важность и, обаятельно попыхивая трубкой, принимал поздравления. Причем все больше отдам – видно, зацепила женщин нелегкая судьба одинокой артистки.Кстати, и первый приз «Балтийских дебютов» прямо на открытии вручили Говорухину за вклад в мировой кинематограф.Однако больше всего аплодисментов, букетов и поздравлений досталось Ирине Розановой. В день открытия фестиваля в Светлогорске у нее случился день рождения. Ирина призналась со сцены, что больше всего на свете любит Балтику, военных (ее отец офицер) и мужа-кинорежиссера Бахтиера Худойназарова. У него Ирина снялась в боевике «Танкер Танго», тоже показанном в российской программе. Жаль, не всем зрителям фестиваля, а только кинематографистам досталась радость услышать, как Ирина Розанова в сопровождении виртуозных гитарных переливов трио «Реликт» пела до самого утра старинные русские романсы. Разнеженный ее пением кинорежиссер Алексей Учитель сделал актрисе самый лучший подарок: пообещал роль в своем новом фильме «Дом Черчилля» по сценарию Александра Червинского.