Сырок «Дружба» под защитой закона
[b]Вчера президентская подпись окончательно дала зеленый свет Закону «О признании утратившей силу части второй статьи 13 Федерального закона «О введении в действие части четвертой ГК РФ».[/b] Отныне ни у кого нет права использовать товарные знаки – в просторечье – бренды, – тождественные товарным знакам, зарегистрированным в установленном порядке, даже если их использование началось до вступления в силу Закона о товарных знаках.Если перевести сухие, юридически выверенные формулировки на общечеловеческий язык доступных понятий, то суть долго ожидаемой поправки в следующем. Иностранные компании, которые в девяностых энергично скупали активы наших предприятий – в первую очередь, пищевых, – широко пользовались возможностью присваивать под шумок де-факто популярные еще в советские времена торговые марки. Те самые бренды, что продолжают пользоваться у наших потребителей симпатией и доверием.Между тем различные марки шоколада, лимонада, сыра и конфет по всемирно признанной логике должны принадлежать своим изначальным производителям. И дело не только в том, что в данном случае нарушается для многих рядовых потребителей абстрактное право на владение торговой маркой. Проблема – сама рецептура, которая теми же пиратами не соблюдается в силу многих причин. И прежде всего потому, что именно приобретение права на бренд и предполагает полное воспроизводство соответствующей, проверенной временем технологии. А значит, потребитель контрафактного продукта терпит не только моральный, но во многих случаях и физический ущерб.Так вот, идя навстречу пожеланиям трудящихся, Госдума одобрила уже упомянутый нами закон с труднопроизносимым названием, а сенат и президент его утвердили. Отныне Гражданский кодекс реформирован таким образом, что производителям вменяется в обязанность при использовании стародавних советских этикеток, которые сами по себе являются немалым капиталом, заключать соглашения о праве на их тиражирование с изначальными собственниками.С точки зрения потребителя, такая реформа должна повысить качество продукции, поскольку при передаче товарного знака его владелец должен потребовать соблюдения известных стандартов. Естественно, что во многом должны выиграть и правообладатели. Ведь борьба с пиратством в сфере интеллектуальной собственности у нас обычно ограничивается уничтожением контрафактных компактдисков, и ни разу под нож бульдозера никто не положил партию лимонада, незаконно произведенного под маркой «Буратино». А ведь это тоже пиратство.Теперь же как наши отечественные, так и иностранные фирмы будут поставлены перед простым выбором: инвестировать в популяризацию новых марок, либо искать исконных правообладателей. Что будет не просто. Поскольку за прошедшие годы многие советские правообладатели просто растворились в море либеральной экономики, а потому трудно будет ставить вопрос о преемственности. Главное – наши исконные марки теперь под защитой закона. А это уже немало.