Никита Михалков прочитал нам мораль
[b]В 1957 году картина Сиднея Люмета «12 разгневанных мужчин» получила в Берлине «Золотого медведя» и три номинации на «Оскар». Лента была снята по пьесе Реджинальда Роуза, которую Михалков ставил еще на сцене Щукинского училища. Спустя 50 лет Михалков снял фильм о двенадцати присяжных, которые в заснеженной Москве решают судьбу чеченского юноши, обвиняемого в убийстве.[/b]После очень долгого перерыва классик выходит к зрителю с фильмом, который некоторые критики тут же поспешили объявить «очень русским кино». Действительно ли так? Не будем говорить об излюбленном «судебном» жанре американского кинематографа. Всетаки, переписав пьесу Роуза, режиссер со сценаристами Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким нашпиговали ее по максимуму нашими больными проблемами. 12 присяжных, которых играют 12 замечательных актеров, наглядно являют собой духовные болезни общества, главными среди которых значатся ксенофобия, алчность и черствость. Каждый солирует со своим номером. У каждого своя маска. Свой бенефис.Сергей Маковецкий – перевоспитавшийся алкоголик, ныне босс фирмы, примерный семьянин, целующий иконку. Сергей Гармаш – разудалый таксист-расист. Михаил Ефремов – эстрадный артист-чесальщик. Юрий Стоянов среди них – белая ворона, владелец телекомпании, выпускник Гарварда (тут, правда, совершенно непонятно, чем так насолил Лесневский Михалкову, чтобы так явно размазать его вкупе с мамой по судебному столу). Валентин Гафт – мудрый еврей, которого жизнь заставила всех полюбить. Ну, и остальные фигуранты.А кто старшиной будет? Кому сидеть во главе стола? Догадайтесь с трех раз. Конечно, большому художнику (да!) и русскому офицеру Михалкову. Он будет мудро выслушивать соло каждого, отмечая крестики-нолики в своей тетрадке. И после всех душераздирающих историй (которые тем не менее слезу не вышибают) окажется самым, ясное дело, дальновидным и проницательным. И конечно, самым благородным. Никто же, кроме него, не возьмет к себе освобожденного из-под стражи чеченского юношу (отметим дебютанта Абти Магамаева (кстати, его младший брат Абди играет героя в детстве и пляшет с ножами в окружении боевиков под чудную музыку Эдуарда Артемьева).Великую алогичную Россию тут воплощает Алексей Петренко, точнее, его косноязычный герой-метростроевец, рассказывающий чудную байку о дядькеэлектрике, проигравшем в автоматы зарплату и чуть не ставшем террористом. Пока он говорит – подождет герой Вержбицкого, который, по логике, должен был первым выложить карты в защиту мальчика. Ан-нет. Он будет говорить уже, когда после следственных экспериментов у их участников дух вон…Этим общим сумбурным аттракционом «разоблачения всех и каждого» будет мудро, с ленинским прищуром, дирижировать председатель собрания. По роли – художник на пенсии («рисую акварельки, так, ерунда»), по призванию – демиург, великий знаток русского национального характера, проповедник консервативных ценностей, в которых народность и православие тождественны. Который в отличие от Говорухина знает, как надо. И нам подаст пример.Наивная дидактичность картины находит свой апогей в сентиментальной сцене в финале. Герой Маковецкого возвращается в спортзал за забытой иконкой и выпускает инфернального воробья на волю, открывая окна в зале. «Решай сам, за тебя никто делать не будет», – назидательно произносит птице, в общем-то, хороший артист. И та, подумав и чирикнув на прощанье, смывается. От греха подальше – в прямом смысле слова.Присутствие птахи вносит некую лирику и как-то компенсирует тотальное отсутствие женского начала в картине. Мы не будем гадать, положено ли по закону наличие женского пола среди присяжных… Это была бы совсем другая история… Как если бы на одной из трибун во сне героя появилась женщина – правительница России. Но на это даже у Михалкова фантазии не хватило.Нас, как первоклассников, учат жить. Читают лекцию о том, как дружить волку с ягнятами. Заслужили. Уже не товарищи, еще не господа, отнюдь не братцы… Проблеск истины в этом нравоучении – как блеск золотого кольца на оторванной человеческой руке, которую в финале тащит куда-то голодная злая собака…