Город, где все для детей
Во время недавно прошедшей в Москве Международной конференции «Города для детей» состоялся «круглый стол» «Дети и гражданское общество», организованный Комитетом общественных связей города Москвы. Тема оказалась столь актуальной, что обмен мнениями превратился в дискуссию и продолжался несколько часов.[b]Сегодня мы публикуем выдержки из отдельных выступлений, вызвавших наибольший отклик среди участников конференции.[/b][b]Задача номер один[/b]Открывая заседание «круглого стола», [b]председатель Комитета общественных связей города Москвы Александр ЧИСТЯКОВ[/b] подчеркнул: [i]«Вопросам детства и материнства в последние годы в нашем городе уделяется очень серьезное внимание. Для правительства Москвы это одна из приоритетных задач. Наряду с большими социальными программами, направленными на улучшение жизни московских детей и семей, нам очень важна еще одна составляющая – развитие детского общественного сектора в нашем городе».[/i]Чистяков рассказал о современном состоянии детского движения в столице и о том, что предлагается для его развития. [i](Подробнее – смотрите «ВМ» от 24 августа 2007 года). «Недавно на заседание правительства был вынесен вопрос комплекса мероприятий по государственной поддержке детского общественного сектора, – сказал председатель комитета. – Юрий Михайлович Лужков и члены правительства нас в этом вопросе очень серьезно поддержали. И этот комплекс мероприятий, рассчитанный до 2010 года, был утвержден. Сейчас Комитетом общественных связей совместно с коллегами из других структурных подразделений предпринимаются меры для их осуществления».[/i]Отдельно Александр Чистяков остановился на проблеме работы с детьми-инвалидами. [i]«В Москве проживают 1 млн. 200 тыс. инвалидов – взрослых людей, из них примерно около 300 тыс. человек по медицинским показаниям могут работать. Среди детей эта цифра немного меньше – 26 тыс. человек, но и это серьезная проблема. Перед нами стоит задача сделать так, чтобы эти ребята не чувствовали себя обделенными, они должны жить в социуме, тем более что среди них есть очень много талантливых людей».[/i]Чистяков выразил искреннюю признательность общественным организациям, занимающимся с детьми-инвалидами: [i]«10 тысяч детей-инвалидов могут присутствовать на различных мероприятиях, инициированных общественниками и поддержанных Комитетом общественных связей».[/i]Он подчеркнул, что участие инвалидов в жизни общества – важнейшая задача, которая постепенно будет решаться. В профессиональном конкурсе «Московские мастера» с каждым годом все больше номинаций для участников с ограничениями по здоровью. В традиционном параде студенчества среди 40 тысяч первокурсников впервые в этом году приняли участие ребята-инвалиды – они вместе со всеми на колясках проходили по Тверской. [i]«Мы должны для этой категории населения открыть дорогу, потому что это правильно».[/i][b]Право на безопасностьАлександра Васильевна ОЧИРОВА, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Городского общественного консультативного совета по взаимодействию органов государственной власти города Москвы с негосударственными, неправительственными, некоммерческими организациями[/b], предложила участникам встречи посмотреть на тему с философской и человеческой точки зрения.[i]– Строительство детских организаций в рамках гражданского общества предполагает решение такой важной задачи, как развитие личностного потенциала детей. Как следствие – установление нового нравственного порядка в стране, решение очень серьезных перспективных задач самого гражданского общества.Дети должны участвовать в обсуждении социально значимых и знаковых проблем. Дети – необходимое условие развития города. Такого участия невозможно достичь без технологии строительства гражданского общества на уровне детских общественных организаций.Социальная политика в Москве приближается к понятию социальной безопасности. Тем не менее мы знаем, что численность детей в нашей стране катастрофически уменьшается. Это не только проблема нашей демографической политики. В 1989 году было 36 млн детей, в 2005-м – всего 24 миллиона. При этом у нас очень мало здоровых детей. Напомню: беспризорных детей, по разным статистическим данным, от 2 до 5 миллионов. 2 миллиона детей в нашей стране не имеют образования.Я думаю, что Москва, которая в рамках Года ребенка может показать всей стране образец того, что заботе обо всех детях, а не только о детях из благополучных семей, есть место в очень серьезных решениях столичного правительства. Есть очень много социальных аспектов, на которые должно обратить внимание гражданское общество и власть. Бюджетные и административные ресурсы, активность, опережающее сознание гражданского общества – все должно быть направлено на решение этих проблем.Для того чтобы дети имели все права, т. е. право на социальную безопасность, право на жизнь, на здоровье, на семью, мы должны сделать так, чтобы дети действительно привнесли свой вклад в обсуждение проблем. Москва предоставляет такие возможности, и дети должны принять участие в обсуждении тех стандартов, которые должны быть у них в образовании, здравоохранении, в семье – везде. Эта политика должна стать политикой социальной безопасности для детей, и все дети без исключения должны на эту социальную безопасность иметь право. Я надеюсь, проект московского правительства и Комитета общественных связей по созданию и решению проблемы «Дети и гражданское общество» будет успешным.[/i][b]Кто хочет в детское движение?[/b]О социальных ресурсах развития общественного движения в Москве рассказал [b]заместитель директора Научно-внедренческого центра молодежной политики и социального служения Российского государственного социального университета Олег Викторович РЕШЕТНИКОВ[/b]:[i]– Ассоциация исследователей детского движения постаралась ответить на вопрос, каковы же на сегодняшний день существующие ресурсы для развития детского движения. Мы сегодня слышали, как заинтересована власть в том, чтобы развивалось детское движение. Мы постарались ответить на вопрос, заинтересованы ли сами дети и их родители в том, чтобы детское движение в Москве существовало.[/i]Исследование проводилось в 2006–2007 годах по двум направлениям – среди детей и среди взрослых. Было опрошено более 1 тыс. 200 детей (девочки – 52% и 48% – мальчики). Охват возраста – с 10 до 14 лет примерно в равных долях.На вопрос [b]о наличии у подростков свободного времени [/b]82% участников опроса ответили, что у них есть свободное время для дополнительных занятий. Объем этого времени для Москвы – 3,5 часа. Для сравнения, например, в Саранске – 6 часов, Элисте – 5 часов, Верхнем Салдае – 7,5 часа, Углич – 9,3 часа в неделю.Второй вопрос – [b]объединительная тенденция в подростковом возрасте[/b], т.е. насколько дети вообще готовы сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, входить в общие объединения. Вопрос не банальный. Современные психологи и социологи скажут, что идет тенденция на индивидуализацию, разобщенность как среди взрослых, так и, соответственно, среди детей. Гораздо меньше дети общаются между собой, гораздо меньше находятся в компаниях, гораздо меньше находятся во дворе, чем их сверстники еще 20–40 лет тому назад. Но все же большинство наших детей по-прежнему готовы к объединению, хотят вместе со своими сверстниками иметь общие дела, общие задачи, общее время препровождения. Таких 59,5%.Третий вопрос, который был задан, – [b]где ребята собираются?[/b]Дети ответили следующим образом: во внешкольных учреждениях – 3,8%; в школах и интернет-клубах – 3,9%; иные места – 5,2%, имеются в виду учреждения; несколько чаще – чья-нибудь квартира – 14%; далее следует отсутствие стабильного места – 21%. И самым распространенным местом по-прежнему остаются двор и улица – 28,7%; ровно 28% детей по-прежнему (в основном их компании) собираются во дворе или на улице. Для взрослых важно организовывать их пребывание в этом пространстве.Следующий вопрос – [b]ресурс признания возможности существования общественного объединения в подростковой среде[/b]. 81,7% детей ответили, что они считают важным и нужным наличие детских общественных объединений. Почти половина детей – 45,2% – твердо заявляют, что они не информированы и не знают о том, где и как они могли бы вступить и войти в детское общественное объединение.Был еще такой вопрос: [b]готовы ли дети входить в общественное движение, в общественное объединение вместе со взрослыми[/b]. 60,2% участников опроса ответили, что да, им интересно, им хотелось бы взаимодействовать со взрослыми и быть вместе со взрослыми, но с теми взрослыми, которые будут на позициях старшего друга и товарища, а не ментора и надзирателя.[b]А взрослые хотят ли участвовать в детском движении и интересно ли это им?[/b] Мы уже посчитали: сегодня рожают те, кто не был октябренком, то есть сегодня уже те, кто становятся мамами и папами не имеют личного опыта участия в массовой детской организации. Но по-прежнему, даже при том, что они не имеют такого опыта, 82% родителей говорят о том, что они хотели бы, чтобы их дети участвовали в детском общественном объединении.Мы задавали и другой вопрос: [b]готовы ли сами родители участвовать в детском общественном движении?[/b] И оказалось, что 42% родителей, если их пригласят, готовы в той или иной роли участвовать в детском общественном объединении. Представляете, это колоссальная армия и колоссальный ресурс! Какие бы меры государство, правительство ни принимали, ближе собственных родителей для детей никого нет. Поэтому опираться на родительский ресурс – это одна из центральных задач.Не менее важный ресурс – вожатые. Это студенческая молодежь, которая тоже проявляет большой интерес к одной из форм своей социальной активности, к одной из форм своего добровольческого служения, своей социальной деятельности, к участию в детском общественном движении.За этими цифрами и фактами мы увидим колоссальный, неисчерпаемый источник социального развития. Может быть, уже нефть кончится, газ кончится, а желание и интерес людей помогать друг другу, служить обществу и делать этот мир лучше никогда не иссякнет. Просто надо об этом не забывать.[b]Политика – не для детей[/b][b]ЖУРКО Владимир Иванович, ректор Института международных социально-гуманитарных связей[/b], подхватил тему активности молодежи и сказал, что 63% нынешних первокурсников хотят участвовать в работе той или иной общественной организации.[i]– Сегодня Александр Васильевич Чистяков говорил о том, что детское движение должно быть вне политики. Это правильно. Однако я и мои коллеги сделали анализ всех политических партий и движений, которые зарегистрированы в Минюсте. Везде, где вы найдете слово «молодежь», найдете и детей – это однозначно. Более того, нет сейчас ни одной политической тусовки, той или иной политической партии, где бы эта проблема не обсуждалась в той или иной форме.Во всех штабах партий есть люди, которые отвечают за работу с молодежью и детьми. Я встречался с этими людьми и могу выразить свое искреннее сожаление, потому что не всегда приходят на эти должности люди, имеющие представление о том, что такое детство, что такое общественная организация, что такое молодежь в целом.[/i]Так вот, сегодня во всех субъектах Российской Федерации и в крупных муниципальных образованиях России осталось только 17% людей, кто возглавляет органы по делам молодежи субъектов и муниципальных образований, имеющих опыт работы с детьми, то есть прошли школу детской организации, назовем прямо – пионерской организации, и школу комсомола, остальные люди – новые. Конечно, с одной стороны, это хорошо, с другой – здесь стоит серьезнейшая проблема: а где преемственность? Мы с 1993 года потеряли и пионерские лагеря, и лучшие кадры, которые работали с детьми и молодежью. К сожалению, четкой системы на федеральном уровне работы с кадрами, которые работают с молодежью, детьми, нет. Более того, за последние десять лет восемь раз произошла реорганизация органов по работе с молодежью на федеральном уровне, т. е. каждая организация правительства всегда задевала в первую очередь эту молодежную структуру, и мы окончательно потеряли те кадры, которые имели опыт и желание работать с молодежью и детьми.[i]Почему я об этом вам говорю? Дело в том, что в каждом российском регионе, конечно, есть сейчас организация по работе с молодежью. Я думаю, если бы сейчас сидели молодежники от Камчатки до Калининграда, они, конечно, искренне позавидовали бы той ситуации, которая сложилась в Москве, потому что то, что сегодня я услышал в выступлении Александра Васильевича, то, что я услышал на заседании правительства Москвы, конечно, это просто очень здорово.[/i][b]Не ломали – строилиВалерия Геннадьевна СЫРОЕЖКИНА из администрации Волгоградской области [/b]рассказала с гордостью и любовью о том, как обстоят дела в детском и молодежном движении региона:[i]– Волгоградская область не имела обугленного излома в пионерской организации. Все традиции комсомола и пионерии мы плавно и поэтапно приняли. 16 лет молодежной политике в Волгоградской области. Поэтому к этому году мы подошли к следующей системе детских и молодежных общественных организаций.2 млн 700 тысяч человек населяют нашу область, 683 тысячи – молодежь от 14 до 30 лет, 984 тысячи – это дети, подростки и молодежь от 8 до 30 лет, из них 159 тысяч – постоянные члены 18 областных общественных, детских и молодежных организаций. В муниципальных общественных организациях еще состоят (то, что не входит в областной реестр) более 100 тысяч. Такая массовость была обеспечена системой. Система создавалась годами. Мы прошли через все: и лидеров мы учили, и в акциях участвовали, и массовость создавали, и на площади выходили.В 1997 году, когда наш губернатор пришел на пост главы администрации, первый закон, который он подписал, это был закон о поддержке детских молодежных общественных организаций. В 2001 году в Волгоградской области был создан закон о молодежной политике Вологоградской области, в котором было объявлено, что основной целью является воспитание достойного гражданина, человека на основе гуманистических принципов. Одним из основных механизмов было признано развитие и поддержка системы детской активности, детских и общественных организаций.Наш институт молодежной политики и социальной работы – единственное самостоятельное учреждение, сохранившееся в Российской Федерации. Ранее это была зональная комсомольская школа, потом отделение Московского института молодежной политики. В нем все это время действует отделение организаторов детского и молодежного движения. Эта работа не прекращалась.В год в институте и на остальных факультетах обучаются 2,5 тыс. состава. Есть и семинары – краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные.Здесь говорилось о детских домах. Ассоциация девочек-скаутов уже 4 года ведет проект «Особое счастье», причем 80% денег на этот проект они заработали сами.Хотела рассказать о маленькой организации, в которой всего 87 членов, она не входит в областной реестр, но она ведет проект, в который вовлечен 5831 ребенок, не входящий в эту организацию. Ее бюджет с 1 января по 30 августа этого года составил 2,5 млн рублей.И последнее. У нас есть четыре крупных областных конкурса, в которых общественные организации могут получить субвенцию, уже не гранд, не субсидию, а именно субвенцию. В этом году это 8 млн от бюджета. 115 программ летнего отдыха было подано на конкурс. 80% из них – это инициатива и участие детских и молодежных общественных организаций Волгоградской области.[/i][b]Игры взрослых[/b][b]Директор Центра взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство» Ирина Григорьевна ЛЕОНОВА [/b]поставила несколько острых и неожиданных вопросов:[i]– Хочу напомнить тем, кто сегодня забыл, что один из первых, не говорю первый, но один из первых указов Ельцина был об отмене детских организаций вообще. Кто сегодня отменил этот указ? Почему он у нас сегодня висит в воздухе? И это вопрос для всей России.Сегодня нужно понимать, что отсюда происходит политизированность, отсюда появляются формы работы с детьми не на гражданском уровне, а прежде всего на огромном политическом поле, где действительно играют взрослые люди в свои игры.В педагогике нет нулевых результатов, есть либо отрицательный, либо положительный.Мы сегодня перестали смотреть на основные принципы. Что произошло – сначала отменили организации, дальше – подменили внешкольную педагогику которая, прежде всего, ставила своей задачей воспитание и развитие личности ребенка, дополнительным образованием. Сегодня некоторые учреждения внешкольного образования стоят на пороге закрытия, потому что есть закон 2006 года от 11 октября, который гласит «О разгосударствлении социальной сферы», вследствие которого большинство из них могут закрыться, потому что они будут лишены бюджета. Это вопрос законодательства.Мы сегодня работаем в рамках Международной конференции и должны сказать – законы не должны ухудшать положение детей! Мы сегодня живем здесь и любим нашу Москву. Мы умеем праздновать, но умеем и работать. Сегодня нам нужна системная работа общественного сектора, и прежде всего детского, потому что мы не должны допустить, чтобы наши дети и внуки не имели детства.[/i]