Вас залили? Готовьтесь к затяжной войне
Журналистам «Коммунальной страны» неоднократно при поддержке руководителей районных управ, юристов, народных депутатов удавалось защитить москвичей от чудовищных расходов на ремонт. Не потому что «давили» на коммунальщиков авторитетом, а потому что во всех случаях были виноваты равнодушные сантехники и инженеры этих служб. Наш читатель Михаил Ковалев из района Хамовники попытался защитить себя самостоятельно и законным путем, через суд, доказать свою справедливость. Вот что из этого получилось.[b]Душ для домового[/b]«Ваша публикация «Коньковские ДЕЗинформаторы» ([i]«ВМ» от 24 августа 2006 года[/i]) полностью напоминает нашу ситуацию, которая произошла, можно сказать, накануне описанного Вами события, а именно 9 июля 2006 года, – написал в «Вечерку» Михаил Иванович. – Для меня и членов моей семьи это был просто шок: в результате разрыва гибкой подводки (из-за срыва штуцера шланга под раковиной в ванной комнате) было залито 4 квартиры, находящихся подо мной. В момент аварии я и члены моей семьи отсутствовали и поэтому не могли принять необходимые меры по ликвидации аварии.Соседи составили акты оценки причиненного ущерба. Один подал в суд, попросив к тому же арестовать мою машину в качестве залога к выставленной сумме ущерба в размере 160 тысяч рублей. Другой сказал, что сумма, которую я ему должен, будет равна примерно 8–10 тысячам долларов. И начались мои хождения в поисках справедливости».Залитие квартиры водой в отсутствие хозяев ([i]в просторечии – душ для домового[/i]. – [b]А. С.[/b]) предполагает четкие, продуманные действия пострадавшего. Перво-наперво надо обратиться в свою ОДС (объединенную диспетчерскую службу) и поинтересоваться, когда поступил первый тревожный звонок от ваших соседей. Желательно получить официальную выписку из журнала учета заявок жителей района. Затем надо выяснить у соседей, когда на этот крик о помощи явился Его Величество дежурный слесарь-сантехник. Хорошо бы показания соседей написать на бумаге и скрепить их подписями. Разница во времени между поступлением в ОДС заявки и явлением слесаря народу и будет отправной точкой поиска виновного в квартирной аварии. Если специалист явился в течение 5–10 минут, то, сами понимаете, большой беды не будет. Ну а если он «нарисовался» через час, а то и позднее, то за такой срок можно не то что домового, но и всех леших в любом доме перемыть.В истории с Михаилом Ковалевым его соседи забили тревогу в 7.45. Сантехник пришел к месту аварии в 8 часов. То есть в оперативности ему не откажешь. Но сделал он свое дело по-нашему, лапотно – отключил воду… лишь в системе отопления. Хотя лилось совсем из другой системы – труб холодного водоснабжения. Жильцы затопленных квартир умоляли его отключить стояк холодной воды. Но парень попался кремень! Упирался, говорят, до последнего. Но, увидев, что вода продолжает заливать квартиры, перекрыл-таки аварийный стояк. В 10.30...За 2 часа 45 минут потопа в эти квартиры на столько у. е. капремонта накапало, что ДЕЗу «Хамовники» и его подчиненной обслуживающей организации ООО «АОРТ» не захотелось на него раскошеливаться. И они стали валить всю вину на Ковалева. Мол, он сам обязан был у себя в квартире отключить холодную воду, уезжая из дома, так как все сантехнические трубы и приборы находятся в зоне его ответственности.Во-первых, уходя из дому, отключать водоснабжение ЖЕЛАТЕЛЬНО, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Без конца крутить запорную арматуру, находящуюся под высоким давлением, – не дело. Конечно, если вы покидаете дом на долгое время, то обезопасить жилище от прорыва воды надо. Среди технарей в Москве, что в местной коммуналке, что в городских тепловых сетях, попадаются ребята лихие. Могут так давануть по трубам (по делу, а чаще из-за ротозейства), что и титановая арматура не выдержит. А делать это всякий раз, уходя в магазин за батоном хлеба, не стоит.Тут безопасность жилища должны обеспечивать квалифицированные специалисты, устанавливающие качественные шланги или трубы. Кстати, и здесь ситуация складывается в пользу нашего читателя. Злополучные шланги в квартире Михаила Ковалева устанавливали (подтверждено документально) в августе 2004 года сантехники РЭУ-9 (правопреемником которого является ООО «АОРТа»). В журнале учета ГУП ДЭЗа того времени на этот счет имеется соответствующая запись. К сожалению, ни один из этих фактов не был принят во внимание, и Ковалеву пришлось доказывать свою невиновность в суде.[b]Омут правосудия[/b]Прежде чем переступить порог мирового суда, Михаил Ковалев выяснил, что Закон «О защите прав потребителей в РФ» на его стороне. Например, в пункте 2 статьи 7 говорится, что «исполнитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю».Далее – «в соответствии с пунктом 4 статьи 14 исполнитель работ несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет».Отсюда следует вывод: вся ответственность за установку и эксплуатацию некачественного шланга в ванной комнате Ковалева лежит на специалистах РЭУ-9 и их преемниках в системе ДЕЗа «Хамовники».– Он сам во всем виноват! – доказывали мировому судье дезовские юристы. – Обязан был разобраться, что ему там прикрутили.Отвечаем – не обязан. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 того же закона «при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги)». Более того, пишет в письме Ковалев, «сантехник, проводивший работу, не предупреждал меня о некачественном состоянии установленной гибкой подводки. Он также не составлял, в соответствии с пунктом 1 статьи 35, акта о несоответствии ее качества и гарантийном сроке службы. Значит, гарантировал ее надежную работу».Но и противная сторона не дремала. Заявила прямо – «по паспорту дома (1952 год постройки) в нем записана установка твердой подводки к сантехническим приборам. У Ковалева стояла гибкая. А главное – ДЕЗ ссылается на пункт 3 статьи 35 Закона «О защите прав потребителей в РФ». Там написано, что исполнитель (т.е. ДЕЗ) освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи). Мол, чего купил хозяин, то ему и впарили.Но! «При покупке гибкой подводки, уточняет Ковалев, продавец мне не выдал сертификат. Да сантехник его и не спрашивал! Просто установил шланг, и дело с концом». Короче, тенета обычного российского разгильдяйства, в которые и вляпался наш герой.Мировой судья принял мудрое решение – отложить вынесение приговора и провести независимую экспертизу разорванной гибкой подводки. Экспертиза установила, что подводка была изготовлена из ненадлежащих этому изделию материалов. На седьмом (!) судебном заседании судья постановил: в иске Ковалеву отказать.[b]Царь-жила занедужила[/b]«Как закончатся мои судебные мытарства, я не знаю, – завершает свое письмо Михаил Ковалев, – но все-таки верю в справедливость правосудия.Не может же быть, что я изначально во всем виноват». Ну это он зря. Погорячился. Тут столько коммунальных премудростей намешано, что и известному борцу за народное счастье адвокату Кучерене не разобраться. Ведь что такое гибкая подводка в нашей квартире? Это не заурядный синтетический шланг, а важнейшая деталь (!) сложной гидравлической системы.Как сказали бы патологоанатомы, аорта (не путать с ООО «АОРТ»), или царь-жила, как величает ее словарь Даля. Ее разрыв приводит к коммунальной катастрофе в одной, а то и нескольких квартирах.«Коммунальная страна» неоднократно поднимала вопрос о том, чтобы в сантехнической системе города был наведен жесткий порядок. Суть проблемы в том, чтобы сантехническая арматура для квартир была только высококачественной, способной выдержать любые перепады давления в водопроводной сети. Лучше, если она будет отечественного производства. Ее, кстати, уже производят, но в Москве почему-то не продают. Импорт, считают читатели «Вечерки», должен проходить через строгий контроль российских специалистов и соответствовать всем российским гостам. Устанавливать ее должны специалисты УК – управляющих компаний (различных ДЕЗов, РЭУ, ОАО, ООО и так далее). Они обязаны контролировать ее работу, вовремя чистить или менять и в случае аварии отвечать за собственную халатность.Но история Михаила Ковалева еще раз показала, что порядка в этом важнейшем для москвичей деле нет.Рынки строительных материалов по-прежнему завалены низкокачественным импортом. Точных цен на услуги сантехников как не было, так и нет. В каждом ДЕЗе своя шкала поборов.Устанавливают сантехническое оборудование нередко случайные люди, которые заинтересованы только в заработке, а не в качестве труда. Да и граждане частенько предпочитают решать проблему самостоятельно, наймом специалистов со стороны. В результате поток жалоб на водопроводную арматуру не иссякает, заливы квартир не прекращаются. Сейчас Михаил Ковалев намерен подать апелляцию в районный суд. Но до сих пор (уже прошло 2 месяца!) судья И.А. Матлаш не может подготовить документ с пояснениями причин отказа.Каждую неделю Михаил Иванович, представители ДЭЗа, жильцы затопленных квартир звонят в мировой суд, но им отвечают, что документ еще не готов. Поэтому «Коммунальная страна» будет следить за развитием этой невеселой истории.[b]ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ[/b][i]- Выезд специалистов на место коммунальной аварии должен проводиться не позднее 30 минут с момента поступления аварийного сигнала. Меры по ее локализации должны быть приняты незамедлительно. К аварийным ситуациям относятся: выходы из строя запорной, водоразборной и регулировочной арматуры систем инженерного оборудования зданий во вспомогательных и жилых помещениях, приводящие к нарушению функционирования систем; в т. ч. поступление воды в жилые и вспомогательные помещения.- Один раз в год, в ходе весеннего осмотра, эксплуатирующая организация должна проводить проверку жилых помещений с целью установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению. В порядке контроля за использованием и содержанием помещений эксплуатирующая организация должна инструктировать нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений о порядке их содержания и эксплуатации инженерного оборудования и правилах пожарной безопасности, а также выдать рекомендации на выполнение текущего ремонта.- Необходимую информацию об установлении изделия надлежащего качества дает ГОСТ 1968194 «Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Минстроя РФ от 9 октября 1995 г. N 18/92).[/i]