Мне невероятно везло с женщинами
Ивану Дыховичному – 60.Сегодня 60-летие отмечает один из самых своеобразных российских режиссеров – Иван Дыховичный. Он родился в семье драматурга и балерины, закончил Щукинское училище, играл в Театре на Таганке. После окончания Высших режиссерских курсов поставил фильмы: «Черный монах», «Прорва», «Музыка для декабря», «Копейка». Последняя картина режиссера – «Вдох-выдох» – вышла в прошлом году. Картина почти сразу же вызвала нервную реакцию СМИ. Далеко не все оказались способны принять новое творение Дыховичного, в котором есть проститутки, лесбийский флирт и сцены в жанре ню.[b]– Иван, в юбилейный день хочу спросить вас вот о чем: знакомо ли вам такое понятие, как удача?[/b]– Я должен вам сказать, что у этого слова есть два важных значения: никогда не думайте, что легкая удача пойдет вам на пользу и, наоборот, многие проблемы и сложности, выпадающие нам на долю, потом оказываются самыми большими удачами. И именно так я отношусь к своей работе.[b]– А можно ли как-то конкретизировать: какие события в своей жизни вы считаете удачами?[/b]– Самой главной удачей я считаю то, что мне удалось повстречать несколько человек, которые на меня очень сильно повлияли. Я имею в виду таких людей, как Владимир Высоцкий, Юрий Любимов, Андрей Тарковский, Леша Герман.Мне невероятно повезло и с женщинами, с которыми я в жизни встретился. И, конечно, повезло с родителями, которые мне с детства привили свои ценности.[b]– Вы всегда были на несколько шагов впереди остальных, ваши режиссерские работы часто на два-три года опережали готовность публики их понять. Как вам это удается?[/b]– Не знаю, я никогда не могу это объяснить, почему я выбираю для сценария тот или иной сюжет, но я всегда снимал картины только на те темы, которые меня в данный момент интересовали. Я никогда ничего не вычисляю, не пытаюсь попасть в конъюнктуру, но снимаю о том, как я сам ощущаю и понимаю время. И потом выясняется, по крайней мере, мне многие так говорят, что картины выходят чуть раньше, чем наступает интерес к их проблематике.Это говорит, наверное, о том, что я живу правильно, хуже, если бы все было наоборот.[b]– Получается, что ваши фильмы – это своего рода исповедь, рассказ о себе?[/b]– Да, все картины рассказывают о том, что я думаю, чувствую. Может быть, фильм «Вдох-выдох» особенно откровенен, поскольку посвящен любви. Мне кажется, что такой разговор о любви необходим еще и потому, что система ценностей у многих сейчас сбита. Люди перепутали, что изначально, а что потом, и на первом месте для многих оказываются карьера и деньги, а любовь и человеческие отношения на втором. Если это так, значит, мы находимся действительно в сложной ситуации.[b]– Меня удивило, что исповедальное начало соседствует с очень нездоровой психологической атмосферой вашего последнего фильма. А это наводит на мысль, что что-то подобное присутствует и в душе его автора, хотя вы не производите впечатления неуравновешенного человека.[/b]– Я думаю, что человек может говорить очень важные и откровенные вещи чрезвычайно редко, и состояние у него при этом не может быть релаксное, оно и должно быть сложное и нервное. И ничего плохого не вижу в том, что эта картина заставляет людей ощутить что-то подобное. Это не то кино, которое занимается развлечением, у нашего фильма другая задача, он обращается к иной зоне человеческого мозга, заставляет совершать душевную работу.Великий Шекспир сказал, что, когда единственными желаниями человека являются еда и сон, то он превращается в животное. Вот у меня ощущение, что мы за последние годы стали немного животными. Да, именно животными, которые любовь воспринимают как траханье, смысл жизни видят в том, чтобы заработать как можно больше денег. Этому способствует поп-культура, заполонившая радиоэфир, примитивные сериалы, заполнившие эфир телевизионный. Для того чтобы привести себя в порядок, людям нужно быть очень внимательными к своим чувствам, надо этим заниматься.[b]– Фильм про любовь, но по нему получается-то, что никакой любви и не существует. Поскольку ваши герои расходятся, когда понимают, что в душе каждого из них есть какое-то пространство, недоступное для другого. Но ведь так будет всегда, ведь как близки бы люди ни были, они же не могут слиться друг с другом?[/b]– Это вечная проблема, про это-то и моя история. Но любой человек, у которого есть сердце и желание любить, он всегда сможет найти гармонию в отношениях. Это требует деликатности и большого уважения друг к другу. Когда мы писали сценарий, один из соавторов мне сказал: «Я понял, что прожил со своей женой 8 лет в браке и никогда с ней не разговаривал. Мы говорили о детях, покупках, новостях, книгах, но никогда – о том, кем мы являемся по отношению друг к другу. Как бы все было понятно само собой, но на самом деле это была только иллюзия».Так что когда люди на эти темы начинают говорить, это противоречие может быть преодолено. Между мужчиной и женщиной, как бы близки они ни были, всегда ос- тается какая-то недосказанность, ощущение того, что ты не можешь выразить себя до конца. В какой-то момент я вдруг почувствовал, что и я, и близкие мне люди испытываем большие проблемы в главном для человека – в любви.В отношениях между мужчиной и женщиной и между людьми вообще многие, вроде бы простые вещи, могут быть невозможно сложными. Мы не находим или теряем контакт с близкими и перестаем существовать друг для друга. Мне казалось, что единственный способ самому разобраться во многих вещах и в себе – это высказаться по этому поводу. Во время работы над фильмом я многое в себе понял.[b]– Наверное, чтобы снять жену в роли лесбиянки, от вас потребовалась определенная режиссерская смелость?[/b]– Я снимал жену в этой роли, потому что у нас был очень маленький срок для подготовки картины, и найти человека, с которым бы я мог говорить достаточно откровенно, оставаясь и в полном контакте по поводу того, что мне нужно, не имелось никакой возможности. К тому же моя жена человек умный, талантливый, понимающий и не стесняющийся меня. В кино надо бросаться как в бездну, и с чужим человеком это сделать куда сложнее, чем с близким. Мне кажется, что Оля в этом фильме на своем месте, и я в ней не ошибся.[b]– Как вам кажется, любовь и брак понятия совместимые, быт любовь не убивает?[/b]– Если вы перестаете трудиться душевно, то превращаете свою жизнь в быт, и все в ней вам кажется скучным, но если вы находитесь в этом удивительном союзе инь и янь, то вы все проблемы воспринимаете или трагично, или легко, или весело, но они не превращают вашу жизнь в быт. Есть люди, которые испытывают от своей работы чудовищную скуку и пытаются от нее увернуться, другие же пытаются сделать ее интересной и получают от своего труда удовольствие.Такая же точно история и в любви, поэтому я снял эту картину. Мы с моей женой Олей живем уже семь лет, все это время я вижу, как нам многие завидуют: одни злой завистью, другие – восхищаясь, третьи – не веря, что такое может быть. Но мы никогда не расстаемся, нам всегда хорошо вместе, мы хохочем, танцуем, все время друг на друга смотрим, между нами есть страсти.[b]– Между вами значительная разница в возрасте – более 30 лет. Как получилось, что между вами вспыхнула искорка любви?[/b]– Думаю, это произошло во многом благодаря тому, что я не имею никакого отношения к солидности, и у меня нет уважения к собственному возрасту. Поэтому мы и смогли, несмотря на такую разницу, стать близкими людьми. Мы познакомились на телевидении. В то время я работал режиссером Российского канала. И однажды во время кастинга ведущих я обратил внимание на девушку, выделявшуюся из толпы конкурсантов. И понял, что мы с Олей созданы друг для друга. Наш роман развивался стремительно, правда, его сопровождало удивленное шептание знакомых, предупреждавших Олю, что она для меня будет девушкой на неделю, и говоривших мне, что я сошел с ума.[b]– Это вы говорите о вашем последнем браке, какова же история двух предыдущих?[/b]– Она очень страстная, даже занятная, но в конечном итоге несчастливая. Конечно, и там были моменты счастья, но в те годы я еще не пришел к собственному понимаю того, чего бы я сам хотел в жизни, а также для чего вообще нужна семейная жизнь. К сожалению, я это понял довольно поздно.Но перед тем как жениться в третий раз я провел хорошую подготовку: прожил несколько лет один. Конечно, я встречался с различными женщинами, но никого из них не обманывал и ничего серьезного не обещал. А жизнь в одиночестве для взрослого мужчины – это вещь непростая.[b]– Честно говоря, я так и не понял, почему вы все-таки разводились?[/b]– В первом случае мы прожили вместе довольно долго: 16 лет, и развод произошел по моей вине. Я встретил другую женщину, которую сильно полюбил и не стал этого скрывать. Я честно рассказал обо всем своей супруге, какое-то время мы еще пытались ужиться, чтобы не так сильно оскорбить друг друга, но в конце концов разошлись. Во втором случае, думаю, причиной развода было то, что, на самом деле между нами была не любовь, а скорее страсть.[b]– Может быть, дело в вашем характере?[/b]– Очень может быть, ведь у меня действительно непростой характер.[b]– Про ваш характер ходят легенды. Мне рассказывали, что еще в раннем детстве вы воевали с директором школы, пытавшимся заставить вас постричься...[/b]– Не только воевал, но и победил. Ведь ей не удалось заставить меня постричься! В школу тогда все ходили в форме, и от нас требовали короткой стрижки ( почти наголо) за 15 копеек. Мне же это показалось унизительным, и я стричься отказался. На что мой отец сказал: «Раз он не хочет так стричься, пусть сам будет защищать свою прическу». Я пришел в школу, а директриса – страшная женщина с прозрачными водяными, как у дога, глазами – стояла на первых ступеньках лестницы, начинавшейся за гардеробом, запускала руку в волосы мальчиков, зажимала их в кулак, и если они были длиннее, чем нужно, била детишек головой об стену. Естественно, ребятам это быстро надоедало, и они шли стричься как надо. Но я не поддался, и вот так примерно год она меня и била, пока не смирилась с моей прической. А я так и не постригся, потому что не хотел унижаться.В этой жизни все тебя хотят прогнуть, но ты если можешь, не прогибайся: ищи что-то свое – женщину, работу, дом.[b]– А в студенческие годы вы, защищая свое право танцевать рок-н-ролл, даже вылетели из института?[/b]– Это было на студенческих каникулах. В холле второго этажа в доме отдыха после отбоя в 11 вечера мы устроили танцы. Когда на лестнице появился директор пансионата, все разбежались, и только я один как ответственный за магнитофон (хотя он был и не мой) остался. Дальше понятыми, милицией составили акт, который отослали в институт, после чего я был выгнан за «извращение и патологию в танцах». Слово рок-н-ролл тогда считалось бранным.[b]– Если говорить о дружбе и друзьях, то, вспоминается, что вы работали в Театре на Таганке, достаточно близко общались с Высоцким, он ведь даже приглашал вас выступать на его концертах?[/b]– Я пришел на «Таганку» в 1970 году, тогда в театре работало всего 30 артистов. И там была всего одна гримерная, в которой все мы и собирались после спектаклей и репетиций. И говорили не о том, что сколько стоит или кто куда поедет отдыхать, потому что денег тогда ни у кого не было, а о работе, о литературе, стихах. И, конечно, там была гитара. Правда, Володя не очень любил чужие песни и практически никого, кроме Булата, не признавал, но мои романсы на слова Дениса Давыдова ему чем-то приглянулись, и он предложил выступать вместе. И так мы общались много лет.[b]– Рассказывают, что Владимир Высоцкий даже как-то повлиял на ваше решение жениться на дочери члена политбюро?[/b]– Совершенно верно, он знал девушку, с которой у меня был долгий роман, и однажды поинтересовался: почему мы такая красивая пара и не начинаем жить вместе. Я с ним поделился своими сомнениями: «Скажут – женился, чтобы стать зятем члена Политбюро». На это Володя мне, двадцатидвухлетнему, сказал: «Если бы ты на ней женился, потому что она – дочка Полянского, ты был бы мерзавец. Но если ты на ней не женишься, потому что она дочка Полянского, ты тем более мерзавец». Эта эффектная фраза очень повлияла на меня.С первой женой мы прожили шестнадцать лет, из них «членом» ее отец был первые три года. Но что я за это заплатил, знаю только я. Люди же у нас очень добрые.[b]– Я просто не могу не спросить: а в чем для вас смысл жизни?[/b]– Любовь – это смысл моей жизни, если я перестану любить, то умру. Не физически, но как личность. Любовь – это когда вы себя ощущаете все время, каждую секунду, вам может быть ужасно плохо или, напротив, так хорошо, как не бывает ни от какого наркотика. Но в любом случае это постоянная и непрерывная работа.Любящий должен не бояться принимать на себя душевные нагрузки, не бояться страдать.