Какой он - герой нашего времени
Так уж мы устроены, что постоянно пытаемся создать в своем воображении образ современника, героя нашего дня. Но так же и верно то, что критерии, по которым мы выделяем его из общей массы, нам диктуют массмедиа. А то и навязывают… Так кто же он, герой нашего времени? Этим вопросом задались организаторы первого одноименного фестиваля социально значимых телепрограмм и телефильмов, который прошел недавно в Москве под эгидой Национальной ассоциации теле- радиовещателей (НАТ) и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. По словам президента НАТ Эдуарда Сагалаева, сейчас на телевидении «эта тема оказалась задвинута, хотя и не совсем исчезла»: – Например, «Истории в деталях» (СТС) – это тоже герои нашего времени, замечательные, интересные люди. Программа имеет высокий рейтинг, прекрасно воспринимается молодежью. Документальное кино все больше занимает рейтинговые позиции в тайм-слотах. На конкурс были выставлены телепередачи, сериалы и документальные телефильмы из разных областей России. Все они были подчинены одной цели: попытке показать своего героя. Насколько это удалось, оценило профессиональное жюри, которое состояло из мэтров отечественного телевидения и журналистики. Станислав Архипов – один из победителей фестиваля, которому удалось завевать аж три награды в номинациях: «Лучший продюсер», «Лучший игровой фильм» («Мертвое поле»), «Лучший сериал» («Завтрашние заботы»). – Что заставляет заниматься такой непопулярной темой? – Она популярна! Не может не быть популярной – хотя бы потому, что всегда существует человечек, о котором хочется рассказать. Ведь интересно не само по себе действие, самое главное – это человеческие поступки. Сейчас принято считать, что герой нашего времени – это человек который бегает с автоматом и во всех подряд палит и работает под Брюса Уиллиса и т. п. Герой – это нечто другое. Греческие герои и греческие боги – там все понятно: пошел и спас человечество. – Герои Уиллиса, кстати, только и делают, что спасают человечество… Ну, а наш, отечественный герой нашего времени, кто он? – Я могу сказать, что лет десять назад – это был человек, который выживал, нужно было прокормить своих детей, спасти жену, родителей… Слава тебе, Господи, что со всем этим делом получилось. На сегодняшний момент – это человек, который толкнет нашу страну дальше, улучшит ее благосостояние, наведет порядок, в конце концов – это человек, который работает на общество, на страну… – Один из призов вы получили в номинации «Лучший продюсер». Продюсер – это человек, который умудряется доставать деньги? – По-разному… Вообще я считаю, что доставать деньги – это значит убеждать. Все понимают, что «вернуть деньги из кино» – это достаточно большой миф. А вот убедить канал показывать заведомо нерейтинговый продукт, который в то же время является для них неким пиаром, имиджевой составляющей их жизни, – вот это сегодня продюсер. И не надо путать продюсера с представителем банка. – Ну а все-таки: где деньги берете? – Например, фильм «Мертвое поле» создан по заказу правительства Москвы и Комитета по телекоммуникациям и СМИ в рамках Целевой программы поддержки отечественных телефильмов. Хочу сказать, что конечно это могло сделать только правительство Москвы! Ситуация, в которой работает и создается эта программа, не всегда предполагает стопроцентного коммерческого успеха. Поэтому и комиссии, и людям, которые в ней собираются для принятия стратегических решений, позволительно думать не только о финансовом результате. Решение о запуске «Мертвого поля» приняли пять лет назад. Снимали три года назад. Представить количество событий, которые произойдут в самой Чечне и вокруг нее, за это время не мог никто… И если бы я был руководителем канала, то я бы сказал, что вот когда все закончится и устаканится, тогда я и буду заниматься этой темой. А здесь нашлись умные и талантливые люди, которые смогли сделать, чтобы это произошло и сложилось. Безусловно, сценарий по ходу дела три раза переписывался… Хотелось сделать такое кино – чуть-чуть притчу о том, что там может быть, какие проблемы там могут быть и как их надо решать. – А вас не беспокоит как продюсера что от момента принятия решения, до снятия фильма проходит так много времени. Например, сегодня эта тема актуальна, а завтра уже нет? – Самая главная проблема сегодня! Принимать решение в 2007 году о запуске каких-то фильмов в 2010 году – как показывает практика, это очень большой риск. Жизнь крутится со страшной силой. Есть сюжеты, есть темы, которые безусловно требуют коррекции. И когда проводятся подобные конкурсы, то обычно берутся социально значимые истории… Ну, условно говоря, кто мог предположить пять лет тому назад, что в Москве так громко и ярко встанет проблема гастарбайтеров? Что тут может сделать телевидение, кино? В самом простом варианте – сериал, в котором будет рассказано, как приехал мужик со своей семьей. У него существуют такие проблемы и сложности…И это можно решать только с художественной точки зрения… Это может быть «Ромео и Джульетта» в чистом виде, только переиначенная на другую сторону. – Ваше отношение к фестивалю, есть ли у него будущее? – Если он появился, то значит, в этом есть некая потребность. Но мне кажется, что «Герой нашего времени» должен пойти по принципу того, что хочет видеть зритель. Потому что как бы ни относились к истории под названием ТЭФИ, как бы ни относились к истории под названием НИКА, есть одно ключевое слово – «профессиональный», и то, что видит профессионал, – это всегда нужно зрителю...