Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Нашим людям в булочную только на такси и ездить

Общество
Нашим людям в булочную только на такси и ездить

Письмо с мольбой о помощи пришло от целой группы наших давних подписчиков:[b]«Как только построили дом № 118 на проспекте Мира, в нем открыли булочную. Посмотрите на снимок: вот что теперь на ее месте. Прилавочек с хлебом загнали за угол, в бывшую каптерку. Только на этом проспекте исчезли булочные в домах 6, 40/2, 56, 71, 76, 103, 108, 118, 173 и других. Недавно закрыли булочную в доме, в котором жил Юрий Никулин и куда он часто захаживал. Не осталось ни одной хлебной точки на Тверской. А ведь были же и напротив гостиницы «Москва», и в домах 4 и 5, не говоря уж о бывшей Филипповской, где только ржаного хлеба всегда было сортов 12-15, а пшеничного вообще не счесть.Спаси булочные, «Вечерка»![/b]По данным городского Департамента потребительского рынка и услуг, ежегодно в столице перепрофилируется 3–4% магазинов, а в центре – на порядок больше. Серьезнее всего пострадали жители Тверской улицы, Кутузовского, Ленинского, Ленинградского, Комсомольского проспектов, того же проспекта Мира. Да что там булочные – вот уже и «Дары моря», и «Российские вина» с Тверской исчезли. И вообще из двадцати крупных гастрономов на главной улице столице выжил, пожалуй, один «Елисеевский». Но туда не каждый за молоком и хлебом пойдет.В других округах картина нередко тоже печальная – например, на юго-западе за несколько последних лет изменили специализацию более сотни торговых предприятий.Московские власти пытались как-то образумить тех, кто покупал или арендовал магазинчики типа «Хлеб», «Молоко», «Овощи-фрукты», и запрещали им менять профиль торговли в течение одного-трех лет. Но хлебную лавку могли продать раньше, и на нового владельца эта норма уже не распространялась. Окончание срока обременения предприниматели тоже встречали на ура и немедленно преобразовывали малоприбыльный продмаг в элитный бутик.Департамент государственного и муниципального имущества Москвы пробовал было обратиться в суд. Оказалось – напрасно. Арбитраж даже не стал рассматривать иски, ссылаясь на Федеральный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий», который постановления московского правительства переплюнуть не может. Поэтому столица добивается запрета на перепрофилирование на государственном уровне, еще прошлой осенью обратившись по этому поводу в Госдуму. Но пока поправки в разрушивший торговлю (и не только ее) закон будут внесены, может пройти несколько лет. Тем временем и столь необходимые москвичам специализированные торговые предприятия с наших улиц могли бы исчезнуть.Но не исчезнут. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев считает, что надо обязать предпринимателей продавать недвижимость в центре в первую очередь городу. Хотите избавиться от нерентабельной булочной или парикмахерской – предложите московскому правительству ее выкупить. Откажется – тогда делайте что хотите. Однако и эта идея без законодательного закрепления нежизнеспособна.И все-таки город пытается найти какой-то выход для буквально оставшихся без молока и хлеба москвичей, которые не так богаты, чтобы пользоваться супермаркетами и добираться до них на такси.Во-первых, там, где продуктовая сеть оказалась безнадежно оголена, разрешено устанавливать тонары по продаже продуктов первой необходимости – в них, кстати, все подешевле, чем в супермаркетах.Во-вторых, если в последние пять лет разрешение на изменение специализации торгового предприятия можно было получить в префектурах, то теперь такое право имеет только городской Департамент потребительского рынка и услуг.Руководитель этого департамента Владимир Малышков сказал нашему корреспонденту, что рынок должен постепенно расставить все по своим местам, и тряпично-парфюмерно-ювелирно-обувные бутики, в которые редко какой чудак заглянет, рано или поздно отживут свой век и вынуждены будут уступить место той же Филипповской, еще тепленькая продукция которой всегда шла нарасхват.Не дожидаясь, когда все само собой устаканится, уже к 2006 году правительство Москвы планирует открыть в столице более тысячи новых магазинов, в том числе эконом-класса, из них 395 – по системе так называемой шаговой доступности, то есть чтобы любому горожанину надо было идти за хлебом и молоком не далее 500 метров. Эксперимент по созданию такой сети мини-маркетов уже вовсю идет в Южном округе и в самом скором времени распространится целиком на Москву.Есть и еще один резерв. Отныне любому инвестору, который будет сражаться за право строительства или реконструкции жилых кварталов, придется в случае победы в конкурсе в обязательном порядке на первых этажах домов размещать предприятия торговли, быта, социальной сферы.Учитывая, что многие, в том числе и центральные микрорайоны, предусмотрено обновлять целиком, вполне возможно какую-то часть утраченного восстановить. А вот вернуть на прежние места старые любимые и незабвенные булочные, как это ни прискорбно, уже не получится. Удалось бы сделать все вновь намеченное.

Подкасты