Зачем вам боди-шейпер?
[b]Чтобы узнать, как государство борется с недобросовестной рекламой и защищает потребителей, мы встретились с заместителем руководителя территориального управления Министерство РФ по антимонопольной политике (МАП) по г. Москве и Московской области Ольгой ОДИНЦОВОЙ.[i]Заложники рекламы[/i]– Ольга Борисовна, на нас ежедневно обрушивается вал всевозможной рекламы. Разобраться, какой можно верить, а какой – нет, не под силу даже опытному человеку. МАП каким-то образом отслеживает этот поток рекламы?[/b]– Конечно, отслеживает. Именно МАП и осуществляет государственный контроль за рекламной деятельностью. Вопрос, какая реклама надлежащая, а какая нет, рассматривается у нас постоянно. Особенно много дел касается дистанционной торговли, когда люди приобретают товары, не выходя из дома, и часто становятся заложниками недостоверной рекламы. Во многом это происходит из-за несовершенства нашего законодательства. Дистанционные продажи – достаточно новый вид торговли, и он не учтен в Законе «О рекламе», а также в Законе «О защите прав потребителей». Сейчас в Госдуме обсуждаются дополнения и изменения, которые МАП предложил внести в эти законы. Если они будут приняты, в рекламе обязательно должны будут указываться продавец товара, его координаты, а не просто телефон общей справочной, по которому можно приобрести товар. В Законе «О защите прав потребителей» должна появиться отдельная статья о дистанционных продажах, в которой будут детально расписаны все права потребителей и обязанности фирм.[b]– И когда эти изменения будут внесены?[/b]– Думаю, в течение этого года.[b]– А почему недобросовестную рекламу нельзя отсеивать на первом этапе, когда она еще не успела обмануть потребителей? Вообще контролирующие органы смотрят рекламу перед выходом в эфир?[/b]– Нет, законом не предусмотрено контролировать рекламу на подготовительной стадии. Но одно из главных требований к рекламе – ее достоверность. Но чтобы признать рекламу ненадлежащей, антимонопольному органу необходимо провести расследование, иначе это мнение может быть субъективным. Решение о запрете рекламы выносится только на основании представленных доказательств. Ведь и потребители, к сожалению, не всегда бывают правы.[b]– Зачастую у нас годами рекламируются заведомо некачественные товары…[/b]– Надо четко разделять: реклама – одно, а защита прав потребителей – другое. За недостоверную рекламу мы как государственный контролирующий орган наказываем рекламодателя. А все имущественные требования потребителей, связанные с качеством приобретенных товаров, рассматриваются в судебном порядке. Конечно, не все рекламируемые товары качественные. Продается, например, партия телевизоров. Половина из нее имеет заводской дефект, но это не значит, что и другая половина плохая. Для решения таких вопросов и существует Закон «О защите прав потребителей».[b]– На некоторые фирмы приходят тысячи жалоб. Почему МАП не предпринимает жестких мер?[/b]– Несправедливо говорить, что наше управление не реагирует на обращения населения. Например, мы одни из первых занялись фирмой «Еврошоп», на которую шли жалобы со всей России. Эта фирма продавала по каталогам всевозможные товары народного потребления. Те, кто их покупал, автоматически становились участниками лотереи, в которой можно было выиграть даже автомобиль. Но большинство покупателей не считали нужным внимательно ознакомиться с условиями лотереи и наивно полагали, что, просто купив товар, уже являются обладателями приза. А потом, ничего не получив, засыпали жалобами управление. В результате была организована комплексная проверка этой фирмы. Суд принял решение фирму ликвидировать. Однако и после решения суда на деятельность «Еврошопа» продолжали поступать жалобы потребителей. После этого правоохранительные органы возбудили в отношении руководителей фирмы уголовное дело за неисполнение судебного решения и мошенничество. Сейчас с жалобами на «Еврошоп» люди к нам уже не обращаются. Правда, не так давно в Подмосковье зарегистрировалась фирма «Европашоп», в которой работают те же самые люди и осуществляют тот же вид деятельности.[b]– Получается, на мошенников нельзя найти никакой управы, перерегистрировался – и работай дальше?[/b]– Вот в этом и есть несовершенство нашего законодательства, поэтому у нас так много фирм однодневок. Но справиться с такими торговцами, конечно, можно. А когда будут внесены изменения в законы, я думаю, это будет сделать намного легче. У потребителей будет больше прав, и они будут больше защищены.[b][i]Уникальное надувательство[/i]– В редакцию «Вечерки» приходит очень много жалоб на торговую компанию «Евроконтракт», которая, широко используя рекламу на телевидении, продает все, начиная от пылесосов и тренажеров и заканчивая лекарствами. Уверена, что в вашем управлении жалоб на эту фирму не меньше.[/b]– Да, действительно, на эту компанию к нам приходит очень много жалоб, мы провели расследование, собрали материалы и отправили их в прокуратуру города Москвы. В июле-августе прошлого года сотрудники ОБЭП УВД Центрального административного округа по поручению прокуратуры проверили деятельность этой фирмы и отказали в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Доказательств для этого не хватило. Да, не весь товар, который продает «Евроконтракт», качественный, но это еще не является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.[b]– Но ведь «Евроконтракт» продает в том числе биодобавки и лекарства от алкоголизма. Покупателей уверяют, что никаких противопоказаний для их приема нет, а в результате препараты только ухудшают состояние человека. Неужели и это недостаточное основание, чтобы закрыть фирму?[/b]– «Евроконтракт», как, впрочем, и многие другие аналогичные компании, продает не лекарства, а биологически активные добавки (БАД). В основном это комплексы по снижению веса, например Тотал 9 и Витадайн. Проанализировав рекламу этих препаратов, мы признали ее ненадлежащей, поскольку сообщаемые в ней сведения не соответствовали действительности.[b]– А обманутые потребители смогли получить назад свои деньги?[/b]– Очень многие требования потребителей, которые обращались к нам с жалобами на эти комплексы, были удовлетворены продавцами в досудебном порядке.[b][i]Не спешите отдавать деньги[/i]– Если государство изначально не может защитить своих граждан от нечестных рекламодателей и продавцов, может быть, вы что-то можете им посоветовать?[/b]– Я приведу пример. Совсем недавно нам написала жалобу дама уже очень почтенного возраста, которая купила на свои последние деньги пояс боди-шейпер. Думала, что он ей поможет после травмы бедра, но эффекта не произошло. Рекламу бодишейпера мы рассматривали, и она соответствует действующему законодательству. Просто прежде чем покупать препараты, связанные со здоровьем, нужно обязательно проконсультироваться с врачом. А во-вторых, внимательно читать сопроводительные документы к товару, которые, кстати, всегда присутствуют, и в них (пусть и мелким шрифтом) указываются противопоказания. Когда мы приходим в магазин и покупаем сложную бытовую или видеотехнику, то подходим к этому с полной ответственностью. А когда к нам домой приходит курьер, мы почему-то, ничего не читая, быстро отдаем деньги, хватаем товар, а потом начинаем писать жалобы. Зачем? Задержите его на 10 минут подольше: ведь всегда есть шанс отказаться и не платить. Посмотрите, как составлен договор, куда обращаться, если возникнут проблемы. Если в документах указан только телефон или абонентский ящик, это уже должно наводить на тревожные мысли: а если у меня что-то случится с этим товаром, как я смогу его обменять или вернуть деньги? Я понимаю, что массированной рекламе очень сложно противостоять, но все же возможно при желании.[b][i]Кому жаловаться[/i]– Ну а если люди уже стали жертвами мошенников, куда им обращаться, чтобы вернуть деньги?[/b]– Как правило, в наше управление поступают жалобы, в которых люди просят вернуть им их деньги, возместить моральный вред и материальный ущерб. Но этим в соответствии с законом занимаются только судебные органы. Управление дает потребителю заключение по материалам дела, с которым он обращается в суд. Если возможно, мы помогаем разрешить конфликт с продавцом досудебно. Но никто не дает гарантии, что, обратившись к нам, покупатель сразу получит назад свои деньги. Спор можно рассматривать и в судебном порядке. Каждая сторона вправе доказывать свою правоту.[b]– Чтобы получить от управления разъяснения, потребитель должен что-то заплатить?[/b]– Нет, все обращения рассматриваются бесплатно. Жалобы сдаются в канцелярию или направляются по почте.[b]– А в какой суд лучше обращаться потерпевшим: по месту своего жительства или по месту регистрации фирмы?[/b]– Это на выбор потребителя. Но удобнее – в суд по месту регистрации фирмы, это облегчит возврат денег, если потребитель выиграет дело. Но хочу предупредить: прежде чем обращаться в суд, необходимо самостоятельно провести какую-то работу с продавцом товара и обязательно все претензии к нему оформлять в письменном виде. Если переговоры успехом не увенчались, стоит подать исковое заявление в суд.[b]– В ходе нашей беседы у меня укрепилось мнение, что ни через Интернет, ни по теле- и радиорекламе вообще покупать ничего не стоит, больше денег сохранишь…[/b]– Не надо бояться что-либо покупать. Этот вид торговли существует во всем мире, но у нас в стране он только начинает развиваться. В принципе дистанционные продажи удобны для многих людей, особенно тех, кто не имеет возможности выходить из дома. Только нам надо научиться цивилизованно покупать и продавать.