Делай с Берлином, делай, как Берлин, делай лучше Берлина
[b]Берлин – особенный город, хоть в Германии, хоть во всем мире. Его западная половина – чисто (во всех смыслах) западный мегаполис, восточная – изобилующая послевоенными пустырями и стандартными «хрущобами» столица «социалистического рая». Как следствие, опыт превращения восточной части в подобие западной, накопленный за последние пятнадцать лет берлинским муниципалитетом, очень полезен для всех городов, переживших развитой социализм.[/b]Это – пожалуй, наиболее интересная тема встречи мэра Москвы Юрия Лужкова и правящего бургомистра Берлина Клауса Воверайта. Поводом для нее стали открывшиеся вчера в нашем городе Дни Берлина – масштабное событие во многих областях жизни наших городов. Дело в том, что еще со времен СССР Берлин для Москвы был одним из самых полезных партнеров; после падения Берлинской стены партнерство не только не прервалось, но и углубилось. На пресс-конференции, проведенной в здании мэрии на Новом Арбате, Клаус Воверайт вспомнил о культурной акции 1995 года, когда наши города провели совместную выставку картин XX века – тогда эти работы, взаимно незнакомые российской и немецкой публике, произвели яркое впечатление. Что ж, программа открывшихся дней такова, что, по мнению Воверайта, является самой масштабной акцией, когда-либо проводимой берлинским муниципалитетом за пределами своего города.В основе Дней – экономика, что неудивительно. Крупный германский капитал давно присутствует в России и уже достаточно уверенно себя здесь чувствует – по словам Лужкова, в одной Москве сейчас работают 900 германских и 705 совместных с Германией фирм, а также 440 филиалов. Импорт германской продукции в Москву вырос за год в 1,4 раза, экспорт московской в Германию – даже в три раза. Но один из основных ресурсов мощной германской и, в частности, берлинской экономики задействован пока очень слабо – средний и мелкий бизнес пока побаивается идти в Москву. Значит, считает Воверайт, и Берлин, и Москва должны обеспечить благоприятные условия для его прихода. Кто же может прийти? К примеру, парикмахеры – в ходе Дней Берлина проводится конкурс молодых мастеров ножниц и расчески, а молодые немцы участвовали в Открытом чемпионате Москвы по парикмахерскому искусству.Или, может быть, медики – экономическая презентация «Наука для жизни: Берлин и Москва – крупнейшие рынки медицинских товаров и услуг». Кстати, по словам Лужкова, практически все московские больницы сейчас используют произведенное в Германии оборудование, так что его техническое обслуживание и поддержание работоспособности – задача, решать которую нужно совместно.Может быть, строители – берлинский опыт преображения панельных зданий до европейских стандартов без выселения жильцов за один месяц очень интересует московских строителей и архитекторов. Мэр выразил надежду, что берлинцы сумеют как-нибудь приехать и провести в нашем городе образцово-показательную «санацию» (так называется этот вид реконструкции) здания.И особенно ждем энергетиков: немцы обладают технологией создания миниатюрных силовых станций, дающих как тепло, так и электричество, причем с очень высоким КПД – более 80%. Впрочем, кто знает – может быть, такая заметная деталь «Подберлинья», как гигантские ветряные электростанции, может быть, тоже когда-нибудь появятся под Москвой. В общем, Берлин последние пятнадцать лет делился своим опытом с Москвой и останавливаться на этом не собирается.Конечно, не все можно решить так просто: к примеру, рецепты берлинцев по оптимизации дорожного движения применить в Москве, которая более чем в три раза больше и по населению, и по «поголовью» транспорта, непросто. К тому же, по словам Воверайта, над расширением и упрощением системы берлинских улиц в свое время поработал еще Бисмарк. Да и давняя мечта правящего бургомистра о том, чтобы проложить скоростную магистраль с поездами на магнитной подушке по маршруту Берлин-Москва, пока далека от осуществления. Проект безумно дорог, и после того, как он влился в еще более масштабный план создания континентальной магистрали «Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва», его разработка перешла с межмуниципального уровня на межгосударственный, где и затормозилась.Пока же, считает Воверайт, железнодорожное сообщение между городами существенно менее удобно, нежели оно же в период между Первой и Второй мировыми войнами, и пассажирам остается надеяться лишь на самолеты.Последнее, что пожелал москвичам Клаус Воверайт, – почаще ездить в Берлин: «Приезжайте все!» Причин несколько. Во-первых, чтобы повидать знакомых – ведь в Берлине живет уже 12 тысяч россиян. Во-вторых, посмотреть сразу на весь мир – за последние годы в городе построено столько интересных зданий разных стилей, что его уже можно считать «выставкой международной архитектуры». И в-третьих, потому, что Берлин, как и Москва, хочет быть гостеприимным, открытым, красивым и общительным – то есть современным.