Просто Шурик
[b]И хотя актер Александр Демьяненко потом будет утверждать, что роль студента Шурика-Тимофеева навсегда погубила его актерскую судьбу, глупо было бы спорить с тем очевидным фактом, что народным кумиром его сделал легендарный фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».Пока еще Владик[/b]После успеха в 1963 году «Деловых людей» Леонид Гайдай решил снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. В те годы в советском искусстве шел активный поиск положительного героя, и Гайдай тоже решил включиться в этот процесс. На родном для него «Мосфильме» пылилась куча сценариев про такого именно героя, но Гайдай выбрал тот, который принадлежал перу Мориса Слободского и Якова Костюковского «Несерьезные истории». Сценарий «Историй» включал в две новеллы. Главным героем обеих был молоденький студент Владик Арьков (Шуриком он станет позже), который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. Например, в первой новелле он перевоспитывал некоего мрачного типа, который с прохладцей относился к своей работе, был невежлив с дамами и т. п.Во второй новелле Владик устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей – оболтуса Илюшу.25 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии «Мосфильм» был одобрен литературный сценарий «Несерьезных историй» и дано «добро» на запуск его в режиссерскую разработку. Будущий Шурик зашагал в большую жизнь! Имя студента пока оставалось прежним – Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, что знакома нам по фильму. В первой новелле – «Напарник» – Владик перевоспитывает тунеядца «пятнадцатисуточника» на стройке, во второй – «Весеннее наваждение» – влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай «подсмотрел» в польском журнале «Шпильки»). Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла «Операция «Ы»: на этот раз Владику, единственному «сквозному» герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.[b]Шурик – это Гайдай[/b]Оператором фильма стал Константин Бровин, с которым Гайдай снял уже три фильма («Пес Барбос», «Самогонщики», «Деловые люди»). А вот композитора он поменял: если до этого музыку к его комедиям писали сначала Н. Богословский («Пес Барбос», «Самогонщики») и Г. Фиртич («Деловые люди»), то теперь за партитуру сел 38-летний Александр Зацепин, на которого Гайдай вышел случайно.В планах Гайдая было вновь пригласить Богословского, но в дело вмешался случай. Однажды режиссер и композитор серьезно выпили и стали выяснять отношения: чья доля успеха в совместных фильмах больше? К консенсусу так и не пришли, более того – вдрызг разругались. Вот тогда-то Гайдай и вспомнил про Зацепина. Правда, первое время Гайдай испытывал некоторое предубеждение к новому компаньону, бывало, не без ехидства спрашивал композитора: «А эту музычку, поди, взял из другого фильма, где у тебя ее не приняли?» Но потом недоверие улетучилось, и с тех пор этот творческий тандем стал неразлучным, просуществовав более 25 лет.С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя – студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры). В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался. Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках.Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик – это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким – нескладный, наивный и очень порядочный».Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил. И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было». Утвердив Демьяненко, Гайдай решил поменять имя главному герою: из Владика он превратился в Шурика.Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина. Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба, а на роль Верзилы Гайдай привезет из Ленинграда Смирнова.Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то...» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике. И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку – утвердил актеров на главные роли: Шурик – Демьяненко, Верзила – Смирнов, прораб – Пуговкин, Лида – Селезнева. А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».[b]От Одессы до Питера[/b]Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер). После чего 30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке».Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно. Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу.Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов. В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум.Но и здесь без происшествий не обошлось: из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся. Тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды». 12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок.Было принято решение заменить снег подручными материалами – ватой, нафталином. Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали... с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого (плюс мышка, которая прибыла на съемки с дрессировщиком Князевым).12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках. 1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования (тренер Л. Блох. – Ф. Р.), который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал:– Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия.Стали искать смешные трюки. Гайдай придумал следующее: когда Шурик протыкает Балбеса шпагой и тот лезет рукой за пазуху, то рука у него оказывается в крови. Звучит похоронная музыка. У Балбеса – печальный вид. Он нюхает руку и вдруг понимает, что это не кровь, а вино. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую Балбес украл и спрятал за пазухой...»25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...» К концу марта большая часть материала была отснята и озвучена. Недостающие натурные кадры в начале апреля были досняты в Ялте (несколько проходов Шурика и Лиды по городу).[b]Комическое – жанр серьезный[/b]23 апреля состоялся просмотр фильма худсоветом, на котором Иван Пырьев, в частности, потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории. Для примера заметим, что в том же году к 1-й категории причислили фильмы «Мы, русский народ» (за шесть месяцев фильм собрал 4 млн. зрителей), «Я вижу солнце» (5,1 млн. за шесть месяцев), «Кто оседлает коня» (6,6 млн. за шесть месяцев), которые сегодня мало кто помнит.8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев (неисповедимы пути начальственной хулы и ласки!) пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч. Ну а исполнитель главной роли Александр Демьяненко – хорошо это или плохо – с той поры и до безвременной кончины для многомиллионного советского зрителя оставался просто Шуриком.[b]Крылатые фразы из фильма[/b]- Надо, Федя, надо!- Огласите, пожалуйста, весь список!- А компот?- Ах, ты зрячий? Щас будешь слепой.- Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет играть музыка, но ты ее не услышишь.- У вас на стройке несчастные случаи были?.. Будут!- Кто не работает – тот ест!- Пробка. Подарок из Африки.- Она готовится стать матерью. А я готовлюсь стать отцом.- Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше...- Шурик, вы комсомолец?– Да. Это же не наш метод.- Экзамен для меня всегда праздник, профессор!- Руки... мыли?- Почему «Ы»? Чтобы никто не догадался.- Давай бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр, а я посплю...- Все уже украдено до нас.- Разбить?.. Пол-литру?!. Вдребезги?.. Да я тебя за это!- Тренируйся лучше... на кошках...- Налетай, торопись, покупай живопись!- Учись, студент!- Работа стоит, а срок идет.- От ревизии нас может спасти только кража.- Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?[b]ДОСЬЕ «ВМ»ГОНОРАРЫ СОЗДАТЕЛЕЙ ФИЛЬМА[/b][i][b]Л. Гайдай[/b] – 2375 рублей плюс 1500 за соавторство в написании сценария[b]А. Демьяненко [/b]– 3376 рублей[b]А. Смирнов[/b] – 875 рублей[b]М. Пуговкин [/b]– 875 рублей[b]Н. Селезнева [/b]– 450 рублей[b]Г. Вицин [/b]– 1620 рублей[b]Ю. Никулин[/b] – 1620 рублей[b]Е. Моргунов[/b] – 810 рублей[b]З. Федорова [/b]– 450 рублей[/i]