Политический театр Олега Попцова
[b]«Love story». История любви. История любви ко времени? Все не так просто, ибо время не назовешь идеальным – два путча, одна война, признание отечеством своего банкротства… Может быть, тогда случился расцвет нашей культуры? – Нет, она переживала самые трудные минуты… Мы стали сверхблагополучными? – Нет, у нас масса трудностей... Судьба наших детей прояснилась в чем-то? – Нет, стала еще более непредсказуемой… Невозможно, чтобы это время стало предметом любви. Возможно, это время дало нам свободу».[/b]Этими словами начался четвертый фильм цикла «Заплыв слепых», снятый по мотивам книг Олега Попцова «Хроники времен «царя Бориса» и «Тревожные сны царской свиты» режиссером Игорем Шадханом. Удивительно, Олег Попцов старше меня ровно вдвое, казалось бы, у нас должны быть разные взгляды, ощущения, восприятие мира. Но о начале 90-х годов – а именно им посвящен телепроект «Заплыв слепых» – мы думаем одинаково.Полумрак студии. Скромная, почти театральная декорация: на небольшом возвышении, обтянутом черной тканью, всего несколько предметов – стол, кресло, стул с высокой спинкой, чуть поодаль стоит простая деревянная табуретка. Согласно авторскому замыслу кресло символизирует власть, стул – творчество, а табуретка – обычные «кухонные» отечественные посиделки. Минимализм телевизионной «картинки» заставляет зрителя целиком сосредоточиться на словах Попцова. Автору режиссерской концепции фильма Игорю Шадхану – одному из самых авторитетных документалистов – надо признать, пришлось решать довольно сложную задачу: найти адекватную форму авторской идее. Нестандартное решение вызвало споры: «телевизионно» оно или «нетеливизионно»? Представляется, что споры эти бесплодны – кто и когда установил незыблемые каноны? Зритель смотрит, сопереживает, задумывается, спорит – значит, авторы достигли своей цели. Вспомним, кстати, какие диаметрально противовоположные мнения вызвал знаменитый фильм И. Шадхана «Контрольная для взрослых», где автор также отошел от проторенной колеи. А ныне этот фильм – классика жанра…Четыре фильма – «Тень президента», «Чикагские мальчики», «Черный огонь» и «Love story» – рассказывают о главных событиях того времени с точки зрения очевидца и участника.Хотя «и находясь у себя дома, как принято говорить, на кухне, и оказавшись у Белого дома, ты был участником событий, ты был субъектом событий, ты был причиной и ты был следствием», – считает Попцов. Подобная сопричастность к истории вызвала немалый интерес зрителей – и ряд разноречивых откликов в различных электронных и печатных СМИ.Каждый человек, перешедший рубеж зрелости, имеет право на мемуары. Каждый из тех, кто наблюдал исторические события и был их участником, имеет право на мемуары политические. Рассказы Олега Попцова о том, что он пережил с начала перестройки до конца минувшего тысячелетия, стали заметным телесобытием последнего времени. Они важны прежде всего как свидетельства очевидца. Причем в таком редком жанре, как «публицистическая исповедь», или «телеисповедь». Можно не соглашаться со взглядом Попцова на события тех лет, с его анализом ситуации, с оценками, которые он выставляет различным политикам, но завораживающей искренности у него не отнимешь.И, как непросто, многопланово и противоречиво прожитое пятнадцатилетие, так же непрост, динамичен и насыщен фактурой фильм. Монологи автора поданы на фоне кино– и телехроники, причем создатели сумели разыскать помимо массово растиражированных документальных материалов множество редчайших кадров.Если же говорить о том отрезке новейшей истории государства Российского, которому посвящен «Заплыв слепых», то он тоже уже неоднократно осваивался телевидением, и прежде всего в фильмах о событиях августа 1991 года. Как правило, это были биографические работы, посвященные Горбачеву и Ельцину. Там авторы, используя свидетельства очевидцев, документы и мнения аналитиков, концентрировали исторический рассказ вокруг своих героев. В «Заплыве слепых» автор, не играя в объективность, поступает наоборот: концентрирует исторические события вокруг своей персоны. По сути «Заплыв слепых» – политический театр Олега Попцова, в котором автор в соответствии со своим собственным замыслом отвел себе роль самого себя и исполнил ее не без успеха.Самой занимательной частью, разыгранной в этом театре, для меня оказалась «Love story» – история того, как Олег Попцов создал Российскую телерадиовещательную компанию.Интересно услышать от самого создателя, как росло дело, начавшееся с того, что у его хозяина не было ничего, кроме подписанной Ельциным бумаги.Все так и было. Помню, как мои друзья из радиостанции «Юность» переходили на «Радио России»; как осваивалось пустое здание на 5-й улице Ямского Поля; как погасли телеэкраны в октябре 1993 года…Современная свобода слова – полная или ограниченная – родилась из того, что происходило со страной тогда. «Раньше мы не знали, как свобода выглядит, – говорит Олег Попцов, – воспринимали ее через стихи Некрасова, оды Радищева. Вообще в России эти два понятия – «свобода» и «воля» всегда были превыше всего. При том что «воля» – это стихия, породившая Разина и Пугачева. А свобода – это уже норма, обрамленная законом, стабильный фактор цивилизации, главное условие которой – свобода слова».