Письма «ВМ»

Общество

[b]Чиновники и Родина — две большие разницы![/b][i]Прочитала в прошлом номере «Вместе», что говорят о патриотическом воспитании молодежи простые люди, и просто страшно стало — большинство с радостью готово участвовать во всякого рода кампаниях, по указке любить или не любить Отечество. Мне 35 лет, имею двоих детей, работаю программистом. Для меня (так я воспитываю и своих ребят) любовь — дело личное, интимное. Я люблю свою маму, дай бог ей здоровья, прихожу на могилу своего отца и считаю, что Москва — самый родной мой город, просто потому, что я здесь родилась и выросла.[/i]Правильно написал Александр Чистяков (вот уж не ожидала от чиновника такого высокого ранга мыслей, созвучных своим), что «даже в критике своего родного города есть патриотизм, ведь я хочу, чтобы он был еще лучше». Просто некоторые наши власть имущие считают, что если не любят их — то не любят страну, если не уважают — то не уважают и государство.Меня, как говорит мой старший сын, сильно «напрягает» отношение государства к своим гражданам.Посмотрите, как на прошедшей Олимпиаде за своих вступились канадцы. А наши? «Мы понимаем, мы предлагаем…» О каком уважении к государству может идти речь? Когда я буду точно знать, что мое родное государство вступится и выручит меня в любой точке земного шара, когда мы действительно будем все вместе, друг за друга, — и власть, и граждане, тогда люди и не будут уезжать в страны, которые «своих не сдают».[b]С уважением, Ирина ВАСЮКОВАПатриотизму научить нельзя[/b][i]В прошлом номере вы предложили обсудить проблему военно-патриотического воспитания молодежи. Беру на себя смелость принять участие в этом обсуждении. Коротко о себе: мне 82 года. Педстаж учителя английского языка в обычных средних школах — 60 лет. 27 лет руковожу музеем воинской славы и местного краеведения школы № 1 города Сходни Московской области.[/i]Термин «военно-патриотическое воспитание» вошел в нашу жизнь в начале 50-х годов. Тогда еще были нестарыми многие участники войны. Вся наша жизнь была неразрывно связана с годами войны.Страна переходила на мирную жизнь, активно залечивала раны и потери войны. Возвращались демобилизованные, создавались послевоенные семьи, рождалось новое поколение.В те же годы ЦК комсомола обратил внимание на военно-патриотическое воспитание молодежи. Стали создаваться пионерские и комсомольские отряды «красных следопытов», которые занимались поисковой работой — искали участников войны, собирали документы, встречались с ветеранами, ходили походами боевой славы, вели переписку со многими ветеранами. В школах стали открываться музеи боевой славы — хранители памяти. Слова «Родина», «Победа», «Герой Советского Союза», «Герой Социалистического Труда» не только звучали гордо, к ним и относились с гордостью, рассказывали и писали о военных подвигах, о трудовых достижениях. Это и было патриотическим воспитанием.К сожалению, эта стройная система воспитания десятилетие назад рухнула. Как с цепи сорвалось телевидение, «воспитывая» неокрепшие души наших детей фильмами ужасов, давая наглядные уроки для будущих убийц, маньяков, преступников. Не отстают в этом и многие газеты и журналы. В школах правят бал «крутые» — новые герои нового времени… И наконец, словно опомнившись, «сверху» спустили призыв — вернуть в школы военно-патриотическое воспитание, вернуть ветеранов.Так и хочется сказать: «Опомнитесь, вы, сидящие на «высоте», о каких ветеранах вы говорите, какой патриотизм имеете в виду? Ушло безвозвратно старое время. Ушли и люди. А те, кто еще, слава богу, жив уже не в состоянии влиять на души современной молодежи».Я была бы искренне рада, если бы нашелся человек или группа людей, предложивших действенную, перспективную систему воспитания патриотов нашей Родины. Но должна быть крепкая нравственная основа. К сожалению, таковой пока нет и в помине.Не дай бог, чтобы патриотическое воспитание исходило сверху, от чиновников, в виде еще одного потока бумаг, которых и так уже слишком много. И ни в коем случае нельзя «преподавать» патриотизм, его надо воспитывать, выращивать, как нежный росток в семье, детском саду, в школе, всем образом жизни, если таковой подходит.[b]С уважением, Вера Михайловна ЗЕМСКОВА-КОРОТКОВАГлупый вопрос[/b][i]Нужно ли заниматься патриотическим воспитанием? — вопрос, что называется, не без лукавства. Навязываемая обществу дискуссия на эту тему, на мой взгляд, нужна для того, чтобы исподволь подвести людей к мнению, что патриотизм — это некий дремучий пережиток прошлого, полезный лишь тоталитарным режимам.[/i]Да, я согласен с тем, что «если любви нет, то заставить полюбить нельзя». Но ведь можно заставить разлюбить. Даже стать врагом своей родины, своего народа. Взять хотя бы турецких янычар, наиболее агрессивную и жестокую часть армии Османской империи ХIV—ХIХ веков. В войнах против России, в набегах на мирные селения янычары не знали жалости. Так вот, эти самые янычары были русскими, их еще неразумными детьми увезли из родных мест и воспитали в соответствующем духе.Так что не надо иронизировать по поводу программы патриотического воспитания. Разве что не следует это дело доверять тем, про кого сказано «заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Заставлять любить Родину — последнее дело. Но прививать любовь к ней необходимо. Не будем мы воспитывать — воспитают другие. Но уже в своих интересах.Душа ребенка — это, как говорили древние мудрецы, «табула раса». То есть чистая доска. И с первых дней жизни человека на этой доске начинают откладываться те или иные впечатления, симпатии и антипатии. Во что это выльется, зависит от воспитания.Может вырасти человек — «святая душа», а может — «подленькая душонка». Можно стать защитником Отечества, а можно — ее погубителем.С некоторых пор стала гулять броская фраза: «Патриотизм — это убежище негодяя». Однако если негодяи прикрывают свои подлые делишки патриотизмом, сам патриотизм совершенно в этом не виноват. Неужели мы будем считать негодяем Дмитрия Лихачева только за то, что он говорил: «Любить Родину надо, обязательно надо»?[b]В. В. ПЕСКОВ, историк[/b]

Google newsGoogle newsGoogle news