Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Коллекционирование произведений искусства сейчас на пике моды

Развлечения
Коллекционирование произведений искусства сейчас на пике моды

Я И СЫЩИК, И ДИРЕКТОР Валерий ДУДАКОВ: НАТЮРМОРТ, КОТОРЫЙ Я КУПИЛ ЗА ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ, СЕЙЧАС СТОИТ МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ Коллекционирование произведений искусства сейчас на пике моды. Многие состоятельные люди втянулись в него, привлеченные престижностью этого занятия и надеждой на большие барыши. Между тем один из старейших и уважаемых коллекционеров нашей страны, председатель Московского клуба коллекционеров и директор галереи «Новый Эрмитаж» Валерий ДУДАКОВ утверждает: здесь выигрывает лишь тот, кто одержим страстью к самому искусству, а не извлечению прибыли из этого самого искусства. Сколько просят, столько дал – Валерий Александрович, когда разгорелись страсти вокруг собрания Вишневской–Ростроповича, вы подлили масла в огонь, заявив, что это вовсе и не коллекция… – Да, я сказал, что у них не коллекция, а собрание. – А в чем отличие? – Дело в том, что в основе любой коллекции – определенный период в искусстве. Коллекционер подбирает раритеты (и не простые, а музейного класса) избранной им эпохи. Он может десятилетиями ждать, пока представится возможность купить вожделенный предмет, который пополнит коллекцию. Владельцев раритетов коллекционеры и уговаривают, и интригуют, и даже идут на всякие коллекционерские фокусы. Кто-то упаивает нужных людей чаем, кто-то бьет на жалость – убеждает хозяина, что всю жизнь мечтал об «этом» и жить без него не может. – Что значит, упаивает чаем? – Был такой Соломон Абрамович Шустер, замечательный коллекционер. К сожалению, сейчас его собрание заморожено и частично уже распадается. Он приходил к Марианне Аристарховне Лентуловой, дочери художника, с большим количеством тортов – знал, что она их очень любит. И вот он с этими тортами всячески ее уламывал – до тех пор, пока она не соглашалась продать предмет его вожделения. – А вам самому приходилось годами добиваться картины? – Была такая история со знаменитым панно Ларионова «Прогулка», которое было разрезано то ли самим художником, то ли его душеприказчиком, потому что тот жил в коммуналке, а работа была достаточно большая. Так вот, одну часть этого полотна я получил в середине 70-х, а вторую – ровно через четверть века. И я все время следил за его перемещениями, пока, наконец, не соединил обе эти части. Каждый коллекционер – он сам себе и сыщик, и исследователь, и директор музея, и финансовый «обеспечитель» своей коллекции. – Я слышала, что коллекционеры, чтобы добыть экспонат, могут решиться на отчаянный шаг. Вы начали формировать коллекцию с 70-х годов, у вас в жизни наверняка было что-то подобное? – А как же! Вот, например, в конце 70-х я купил лучшую картину Судейкина «Карусель» у знаменитого коллекционера Шункова за 14 тысяч рублей. Это были по тем временам немыслимые деньги. Никто ни в Москве, ни в Ленинградена такую покупку не решался. А я знал, что это уникальная вещь, и сколько просят, столько и надо платить. А еще однажды мне позвонила дама и сказала с иностранным акцентом, что, поскольку я интересуюсь живописью, у нее есть что мне предложить. Она оказалась наследницей одного из консультантов знаменитого коллекционера Ивана Абрамовича Морозова. Ей надо было очень быстро продать доставшиеся ей работы, потому что квартира у нее изымалась. И вот она повела меня на чердак, и там я увидел огромный грязный холст, засиженный голубями, и где-то в серединочке, в уголочке даже, на нем сверкнуло какое-то яблочко. Я понял, что это работа художника «Бубнового валета» – кого именно, я еще не знал. И заплатил тысячу рублей, что называется, не глядя за эту грязную тряпку. Потом ее промыли, и это оказался один из больших ранних – 1908 года – натюрмортов Ильи Машкова. Сейчас он стоит несколько миллионов долларов. То Пикассо, то Модильяни – Раньше работы хранили в квартирах, а теперь, наверное, это страшно делать? – Мы, старшее поколение коллекционеров, храним все по-прежнему дома. Что касается тех, кто стал собирать с середины 90-х годов, это совершенно новая плеяда. У меня к ней особое отношение, и не всегда благожелательное. Не потому, что я им завидую, хотя у них, конечно же, больше денег. А потому, что они зачастую не разбираются в предмете своего собирательства. У них просто нет на это времени, они занимаются бизнесом – газом, нефтью. И при том, что у многих из них от трех до пяти тысяч единиц хранения, то есть маленький провинциальный музей такой, представляете? – их коллекции, как правило, очень разношерстные, невыдержанные. Я называю иногда современных коллекционеров людьми, совершающими антикварный шопинг. У них избыток денег, они покупают работу то Пикассо, то Модильяни, то неизвестно кого. А зачем им это надо, объяснить не могут. – Может быть, считают это хорошим вложением капитала? – Здесь получать деньги из воздуха, конечно, очень легко. Одна картина может принести до тысячи процентов прибыли. Но ведь это игра не без промаха. Рынок довольно хитрый, и на моей памяти уже было два кризиса: в конце 70-х и в начале 90-х годов, когда многие выдающиеся картины стали стоить дешевле, чем их покупали. Так что, если ты собираешь только с целью нажиться, то обязательно проиграешь. А потом, каждый должен заниматься своим делом. Если ты хорошо разбираешься в банковском бизнесе, это вовсе не значит, что ты такой же дока в антикварном рынке. Люди, которые считают, что смогут зарабатывать везде, часто ошибаются и покупают работы второго плана, нечто сомнительное, а то и фальшивое. А потом расстраиваются. – Некоторые состоятельные люди приглашают для своих коллекций кураторов. – К сожалению, во-первых, добросовестных кураторов, знающих свое дело, сейчас раз-два и обчелся. Кроме того, у человека, собравшего тысячу и более предметов, часто возникают иллюзии, что он уже сам во всем хорошо разбирается. Вот здесь-то его и подстерегает главная ошибка. Гений или юродивый? – Сейчас цены на современное искусство растут как на дрожжах. Как долго, по-вашему, это будет продолжаться? – Не знаю, я ведь не бабка-угадка. Но неизбежно, когда рынок перенасыщен, или, что называется, перегрет, наступает охлаждение. Сейчас цены явно завышены. Благодаря пиару раздуваются такие имена, которые при ближайшем рассмотрении, – а я все-таки профессиональный искусствовед и художник – не стоят и десятой части того, за сколько они продаются. Появилось огромное количество дутых репутаций, лжепокупаемых работ – когда сам человек, который выставляет вещь на аукцион, ее и покупает по завышенной цене. Конечно, все это не сегодня началось. И поэтому, когда я начинал собирать шестидесятников, в первую очередь стремился узнать их как личностей. Несмотря на то что цены на их работы тогда были копеечные. – Зачем в таком случае вам нужно было знакомиться с этими художниками? – Дело в том, что и тогда – в 60–70-е годы, было достаточно много странных и очень не похожих на то, что нас окружало, картин. Да и художников, скажем так, со странными манерами поведения. И надо было понять, юродивый это или талантливый человек, играет ли он роль непризнанного гения или на самом деле крайне одарен. Так что подавляющее большинство работ в моей коллекции куплено либо у художников, либо у их ближайших родственников. – Каковы сейчас отношения у коллекционеров с государством, с крупными музеями? – Довольно шаткие, к сожалению. Коллекционерами интересуются мало. Единственный, кто в какой-то степени помогает, – Музей личных коллекций при ГМИИ им. Пушкина. А большинство музеев с коллекционерами общаются потребительски, и это очень печально. – Но ведь так было не всегда? Я знаю, что вы в 90-е годы возглавляли в Фонде культуры отдел частных коллекций. – И организовал 23 выставки из частных коллекций за рубежом. Многие коллекционеры тогда впервые выехали за рубеж. Представляете, люди, которым за 70, всю жизнь мечтали попасть в Венецию или в Лондон, в Рим или Париж, и со слезами на глазах меня благодарили за осуществленную мечту. А в 1990 году было образовано Всесоюзное общество коллекционеров, президентом которого стал Александр Лазарев-старший. Они с супругой Светланой Немоляевой собирали фарфор, небольшие, но пикантные вещи, связанные с русской и западноевропейской культурой. Это общество включало в себя несколько тысяч членов по всему СССР. Наш президиум был больше, чем Политбюро, 38 человек. И мы объединяли людей с очень разными коллекциями – от самоварных кранов до автомобилей. Теперь, к сожалению, все это забыто. А в связи с новорусскими собраниями стали говорить, что благоприятная атмосфера для собирательства возникла только сейчас. Но вы не верьте – на Руси коллекции стали появляться со времен Ивана Грозного. И традиция эта никогда не прерывалась, даже в самые страшные советские годы репрессий. А уж отечественные коллекции 1960–70-х годов, поверьте мне, ничуть не уступают по качеству нынешним собраниям.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.