«Поэзия формы» - новая выставка в музее архитектуры им. А.В.Щусева

Культура

Коммунист и модернист ОСКАР НИМЕЙЕР В МУЗЕЕ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А. В. ЩУСЕВАВыставка, посвященная патриарху бразильской архитектуры, называется «Поэзия формы». В декабре прошлого года Оскар Нимейер отметил 100-летие. Именно он был главным архитектором Бразилиа – столицы, включенной в список наследия ЮНЕСКО. С нашей страной Нимейера роднит Ленинская премия, полученная им в 60-х годах. А также то, что он всю жизнь был убежденным коммунистом. Что не мешало ему, впрочем, создавать причудливые по форме здания, напоминающие сны Сальвадора Дали. Причем это могла быть как резиденция французской коммунистической партии в Париже, так и мечеть в Алжире. Строил Нимейер и католические соборы у себя в стране. Очень знаменит спроектированный им храм в Бразилиа, который он сделал полным света, не желая прибегать к традиционным архитектурным решениям, когда церковь делают темной, напоминая о грехе. Судя по экспонатам выставки (а это и макеты, и фотографии, и множество текстов), этот человек в творчестве вообще сторонился всего стандартного. Благодаря этому ему и удалось потрясти мир еще в 40-е годы. Тогда он создал свою первую индивидуальную работу, комплекс в Пампулье (яхт-клуб, церковь, казино и Дом балета), который называют колыбелью модернизма свободных форм. Строить огромные архитектурные ансамбли или даже города стало одной из тенденций творчества Нимейера. В 60-е он разрабатывает проекты основных (и лучших!) общественных зданий Бразилиа. Сейчас этот город считается одним из самых сложных и полных модернистских ансамблей мирового уровня. А в бразильском городе Нитерое на стадии строительства находится крупный ансамбль, названный именем архитектора – «дорога Нимейера». Он включает в себя театр, фонд самого архитектора, кафедральный собор, евангелический храм… И все это – недалеко от построенного Нимейером в 90-х годах Музея современного искусства. Он стоит в потрясающе красивом месте, на горе, и чем-то похож на летающую тарелку и на сковородку с изогнутой ручкой… Впрочем, фантастика – фантастикой, но как истинный коммунист Нимейер никогда не забывал, что его творчество должно защищать обиженных и угнетенных. И недаром мемориал Латинской Америки в Сан-Паулу он задумал в виде ладони, из которой течет кровь. Он с удовольствием вспоминает, как его монумент, сделанный в память об убитых рабочих, в день открытия подорвали бомбами. Да такими мощными, что стекла в окнах соседних зданий превратились в мелкие осколки. Потом архитектору угрожали по телефону. Но памятник его стараниями все равно был восстановлен, причем так, что швы на нем остались как напоминание о взрыве. Нимейер работал по всему миру, а во время военной диктатуры в Бразилии (в так называемые «свинцовые годы») жил в Париже. Вот только в нашей стране, которая на протяжении 70 лет стремилась к коммунизму, архитектор, к сожалению, так ничего и не построил. Недавно он подумывал о том, чтобы приехать в Москву на открытие своей выставки, но увы, своего намерения так и не осуществил. Что, впрочем, учитывая почтенный вековой возраст, вполне объяснимо. Но в экспозиции отсутствие самого Нимейера компенсируется обилием его цитат. Они характеризуют героя выставки довольно своенравным и очень привлекательным человеком. Взять хотя бы его слова о своем творческом кредо: «Меня вовсе не привлекают прямые углы, впрочем, как и прямая линия – грубая, негибкая, созданная человеком. Что мне по нраву, так это свободный чувственный изгиб. Тот, который я вижу в горах моей страны, извилистых руслах рек, в облаках на небе и в теле любимой женщины».

Google newsYandex newsYandex dzen