«Он мне – честь, я ему – деньги»
[b]Как стало известно «ВМ», сотрудники ГИБДД уже с 1 июля в соответствии с новым Кодексом административных правонарушений не смогут взимать штрафы непосредственно на дорогах. Они должны лишь выписать квитанцию, а нарушитель-автомобилист оплатит штраф в Сбербанке.[/b]Таким образом предполагается прекратить «хождение живых денег» между водителем и инспектором. А в перспективе глава ГИБДД генерал Федоров предполагает ввести депозитные электронные пластиковые карточки для уплаты штрафов. Изменится ли при этом что-либо в привычной ныне ситуации «гаишник отдал мне честь, а я ему деньги»? На этот вопрос попытались ответить наши корреспонденты, приняв участие в «спецмероприятии» ГИБДД.Встретились в заранее оговоренном месте, которое держали в секрете. Сотрудник контрольно-профилактического отдела Управления ГИБДД ГУВД столицы Алексей Андреенко пояснил: «Могут и предупредить, мы все-таки «своих» проверяем».За рулем престижной иномарки с тонированными стеклами «представитель общественности». Зовут его Володя.— Без «общественников» не проводим ни одной проверки, — говорит Андреенко. — Да это и невозможно, многие из сотрудников ГИБДД знают нас в лицо. Увидят за рулем — просто не остановят.Алексей Андреенко и его товарищи по отделу занимаются выявлением нарушений законности сотрудниками ГИБДД.Проверки (их обычно называют спецмероприятиями) производятся регулярно. По их результатам в прошлом году был привлечен к дисциплинарной ответственности 181 человек, а семеро навсегда распрощались со служебными удостоверениями.Перед «спецмероприятием» Андреенко проводит с внештатником-водителем короткий инструктаж. По условиям проверки, нарушая правила, он не должен создавать при этом аварийную ситуацию. Когда останавливает инспектор, представитель общественности должен разговаривать с ним с глазу на глаз, чтобы не вызвать подозрений. Но главное — водитель не имеет права навязывать деньги, иначе это будет выглядеть провокацией. Разговор фиксируется на диктофоне.Прежде всего решили исследовать те места, которые инспектора дорожно-патрульной службы именуют между собой «кормушками». В Москве их множество, что связано и с особенностями планировки города, и с недоработкой службы организации движения. Именно тут водители зачастую просто вынуждены допускать нарушения. И этим довольно успешно пользуются инспектора, стремящиеся поживиться. Такая «кормушка», к примеру, — на пересечении Гоголевского бульвара и Волхонки. Утром и вечером там большое скопление машин. Водители проезжают по прямой, чтобы успеть обойти пробку. Тут их за это и «штрафуют».В центре нам не повезло. Разразился ливень. В такую погоду даже самые бдительные инспектора прячутся под навес.Поколесив, отправляемся на юго-запад. На пересечении Ломоносовского и Ленинского проспектов нарушаем: при стрелке «направо» заворачиваем во второй ряд, на «основную» дорожку вместо «маленькой». Инспектор решительно машет жезлом. Паркуемся.— Помни, никаких предложений по деньгам! — напоминает Володе сотрудник контрольного отдела.Пока Володя беседует с инспектором, наш фотокор снимает их из машины.— Деньги-то вам специальные выдают? — спрашиваю Андреенко.— В отделе имеются деньги для проведения спецмероприятий, — отвечает Андреенко. — Делаем ксерокопии на отдельный листочек. Ну а потом сверяем номера. Если деньги «берут», разумеется.Кстати, при проверках сотрудники отдела не раз лишались своих «кровных», подчас при самых смешных обстоятельствах.— Трижды у нас съедали деньги! — рассказывает Андреенко. — А еще иногда сотрудники ДПС специально располагают свои машины рядом с решеткой водостока. Ты к нему идешь, а он, узнав тебя, деньги в комочек — и вниз. И они поплыли… Попробуй докажи!Возвращается Володя.— Ну как? Володя подробно рассказывает:— Я сказал ему: нарушил потому, что пассажиры попросили быстрей проехать. Спрашивает: «Что вы предлагаете делать?» На вашем месте, говорю, я бы наложил штраф. «Ну и хорошо, — отвечает он, — я сейчас буду записывать, а вы пока мне деньги передавайте». Ну и пожелал счастливого пути…— А сейчас, — говорит Андреенко, — надо отъехать, чтобы он успокоился и поверил в то, что это не проверка. Нужно помнить: это вооруженный человек. Сотрудник ГИБДД постоянно работает в сфере отрицательных эмоций. В такой ситуации сложно сохранить спокойствие.Андреенко не раз приходилось быть в сложных переделках. Дважды попадал под обстрел.— В Северном округе, — рассказывает он, — сотрудник, прослуживший всего 9 месяцев, разыграл нападение на пикет. Осознав, что деньги, которые он взял и положил в стол, будут изыматься, начал угрожать автоматом. Сделал три выстрела и поднял тревогу по телефону. А сам в это время сжигал купюры. Он не знал, что делает это при свидетелях, потому что следили за ним еще и со стороны…Через дворы мы возвращаемся к посту.— Сначала я пойду один, — предупреждает Андреенко. — Посмотрим, как он будет себя вести.Оружие с собой сотрудники контрольного отдела, как правило, не берут. Их оружие — ручка и бумага. Когда два вооруженных человека начинают спорить, это может плохо кончиться.Через пару минут Андреенко подзывает нас.— Проверка производится по указанию генерала, — говорит он инспектору. — Возвращайте купюру.Андреенко держит в руке лист с отксеренными «сотнями». Сотрудник ДПС, плотный, краснощекий старший лейтенант, подумав, соглашается. Номера на купюрах совпадают.Вызывается начальник смены. При разборке старший лейтенант выдвигает свою версию: он, мол, получил сообщение о ДТП, произошедшем рядом, и поэтому ему некогда было составлять протокол, и не выдал, как положено, квитанцию под роспись.— У нас это первый случай за пять лет, — оправдывается начальник смены майор Валерий Закурин.По правилам, сотрудника, получившего «незаконное денежное вознаграждение», должны разоружить, снять с поста и отправить в подразделение. В отделе его временно отстранят от службы.— Мы, конечно, учтем, что он не стал отрицать вины, вел себя корректно, — говорит Андреенко. И рассказывает такой случай:— В Западном округе остановили «проверочную» машину за превышение скорости. Сотрудник ДПС взял деньги. Дали ему доехать до отдела, перевернули все в его машине — денег нет. Я говорю ему: «Пожалуйста, снимите свой правый сапог». Снимает — оттуда купюр немерено! Тут даже напарник его возмутился, кричит: «Вот крыса!» Совсем свежие данные: с начала года проведено 130 проверок по деятельности ДПС. Четверо уволены из органов.Разумеется, всех проверить невозможно. В контрольно-профилактическом отделе всего 10 сотрудников, а в ГИБДД Москвы работают около 8 тысяч человек.И пока что поговорка «Наши люди всегда придут на выручку — была бы «выручка»!» еще не скоро утратит свою популярность среди инспекторов.[i][b]Что же изменится с 1 июля?[/i]Вот что сказал нам Антон РЫЖКОВ, координатор Единой службы помощи автомобилистам при ДТП[/b]:— В принципе, все зависит от самих автовладельцев. Если они сами не будут потворствовать вымогательству на дорогах, то новый кодекс даст им такие возможности. Единственная мера «давления» со стороны инспектора — это возможность на длительное время растянуть саму процедуру составления протокола. Может получиться, что водителю надоест ждать и он предпочтет решить проблему на месте…[b]Иван Шаленик, начальник контрольно- профилактического отдела ГИБДД ГУВД г. Москвы[/b]:— Наш отдел будет продолжать работать, и даже в усиленном варианте. С нашей стороны контроль на дорогах будет еще более строгим и бескомпромиссным.