Не все любят сидеть на полу
[b]Есть повод позлорадствовать – московские снобы от кинокритики слегка получили по мозгам: мало кто мог предположить, что обладателем главного приза ММКФ станет фильм «Воскресение» Паоло и Витторио Тавиани, несмотря даже на безусловный пиетет перед живыми классиками мирового кинематографа. Пиетет пиететом, расшаркаться – оно, конечно, необходимо, но кто ж думал-то, что шаркать будут до дыр в паркете?[/b]Примерно так рассуждало если не подавляющее, то очень и очень немалое количество аккредитованных на фестивале журналистов. Одним словом, многие остались недовольны выбором жюри. Но это уже их дело.Возможно, фильм – и не шедевр, но он из тех, к которым не придерешься. В нем все в меру, все вполне достойно, вполне по-толстовски. Короче, для нашего фестиваля, исповедующего официальную любовь к крепкому достойному кино, подходит как нельзя кстати.А ведь кулуары еще за несколько дней до закрытия ММКФ заочно отдали «Золотого Георгия» Александру Рогожкину с его картиной «Кукушка», вмиг ставшей фаворитом фестиваля. Но после того как «Кукушка» получила приз ФИПРЕССИ, приз за лучшую режиссуру, а финский актер Вилле Хаапсало – приз за лучшую мужскую роль, стало ясно, что этим и кончится – соображения политкорректности не позволили отдавать все лучшее своим. Кстати, насчет «своих».Наличие в конкурсе трех отечественных картин в этом году – предмет особой гордости устроителей фестиваля. В прошлом году, мол, ни одного не было. Что верно, то верно. Не было.Верно также то, что «Кукушка» – картина действительно хорошая во всех отношениях. Но верно также и то, что «Одиночество крови» Романа Прыгунова – невнятный детский лепет насмотревшегося Хичкока и Кубрика тинейджера, и еще неизвестно, стоит ли гордиться его присутствием в конкурсной программе. Верно еще и то, что «Чеховские мотивы» Киры Муратовой – фильм все же не российский, а российско-украинский, а предыдущие ее картины – так и вовсе целиком украинские. Хотя о Муратовой всегда у нас говорят как об отечественном режиссере, а о ее фильмах – как о российских.Справедливости ради отметим, что в этом году на фестивале было что посмотреть. И хотя такого ажиотажа, какой творился в прошлом году, к примеру, вокруг «Пианистки» Михаэля Ханеке, в этом году не вызвала ни одна картина, все же внеконкурсная программа приятно согрела сердце. Чего не скажешь о конкурсной. Под истерические аплодисменты приехавший с многочисленным семейством в Москву Боб Райфелсон привез откровенную… м-м-м... В общем, его «Дом на Турецкой улице» оказался банальнейшим голливудским детективом с хорошими актерами Сэмюэлом Л. Джексоном и Стелланом Скарсгэрдом и слабенькой актрисой Милой Йовович. Иранский «Зов земли» Вахида Мусаяна – о вечных проблемах и противоречиях ислама и реальной жизни – вполне актуален для Ирана, ладно скроен, но душу почти не трогает. Жаль, но почти потерялся великолепный Клаус Мария Брандауэр в длиннейшем и скучнейшем «Торжестве Эдермана», отсмотрелось и забылось большинство конкурсных картин.Среди тех, что не забудешь, – картина гениальной Муратовой «Чеховские мотивы», обидевшая многих своей неприкрытой жестокой издевкой, «срыванием всех и всяческих масок» со всех и всяческих лиц, морд и рож. Лиц, правда, в фильме почти нет – сплошь рожи и морды. Но это – Муратова: сегодня она видит окружающих именно так, а значит, именно так и снимает. Вчера она, снимая «Второстепенных людей», смотрела на те же самые рожи с нежностью. Накинулись многие и на Кшиштофа Занусси, привезшего на фестиваль картину «Дополнение» – в каком-то смысле действительно дополнение к получившему два года назад Гран-при ММКФ фильму «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Те же герои, та же сюжетная канва, только второстепенные герои стали главными и наоборот.Мучительные поиски смысла жизни, самого себя в этой жизни – тема куда как не новая.Но Занусси, пусть и с изрядной долей занудности, преподносит эту тему необычайно честно, деликатно и с удивительной чистотой и ясностью мысли, не отягощая при этом и без того не развеселую картину лишними художественными изысками. Ну вот, а остальные фильмы, честно говоря, уже и забылись.Зато молнией вспыхнул еще в первый день фестиваля фильм Педро Альмодовара «Поговори с ней» – пожалуй, лучший на сегодняшний день фильм испанского классика. Вроде и Альмодовар, да не тот. Несколько лет назад стало казаться, что неугомонный Педро выплеснул все свои фантазии на экран и теперь кружит среди них, пританцовывая на одном месте. «Все о моей матери» подтвердило подозрение – фантазия буйная, таланта через край, но сказать особо уже нечего. Черта с два. В фильме «Поговори с ней» перед нами неожиданноповзрослевший в свои пятьдесят режиссер, совершенно по-новому преподнесший таинство любви.Тончайший «Госфорд-парк» Роберта Олтмена, провокационный «Арарат» Атома Эгояна, гениально-бесхитростный «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки, невыносимые в своей красоте «Кочевники/Птицы» Жака Перрена – вот небольшой, но изысканный букет внеконкурсного показа.В заключение хочется попросить устроителей следующего фестиваля: не путайтесь в цифрах, если на фестивале аккредитована тысяча журналистов, выделите зал для пресс-просмотров не на 250 мест, как в этом году. Право, не все любят сидеть на полу.