Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Игорь Бугаев празднует 75-летний юбилей

Развлечения
Игорь Бугаев празднует 75-летний юбилей

Бывший председатель Комитета по культуре Москвы Игорь Бугаев подошел к своему 75-летнему юбилею в новом качестве – члена Совета старейшин, куда входят именитые москвичи. И на этом посту продолжает исповедовать свою собственную теорию малых дел – помочь школе, выдвинуть на премию спектакль, отстоять нищий музей. За многие годы работы в партийных и советских органах главный культурный чиновник Москвы умудрился сохранить ровные отношения и с творцами, и с власть предержащими, предпочитая мирить и мириться. Возможно, потому, что начинал свою карьеру с журналистики, где нужно выслушивать самые разные стороны. – Десять лет я отработал в «Московском комсомольце». Но сначала поступил в МГИМО – 19 баллов из 20, без всякого блата, мама кассиршей работала. А на третьем курсе пришло распоряжение правительства сократить институт. И я перевелся на второй курс журфака МГУ. Ну что ж, язык у меня был сдан, марксизмленинизм тоже. И я пошел в газету литсотрудником на гонораре, потом на полставки в 440 рублей, затем на ставку, завотделом рабочей молодежи, замредактора и, наконец, редактор с зарплатой 2500 рублей. Было мне тогда 33 года. А потом началась партийная карьера. Сижу однажды, веду планерку – звонит «тройчатка»: «Здравствуйте, это Гришин. Вы не могли бы ко мне приехать». Хорошо, думаю, договорюсь о тираже – он тогда был маленький, всего 250 тысяч. Приехал, рассказываю Гришину о газете, он меня слушал-слушал, а потом и предложил перейти к нему помощником. Я подумал два дня, с умными людьми посоветовался и перешел. – Не жалко было журналистскую вольницу на партийную работу менять? – Я ведь не просился. Редактором уже себя попробовал, а роль партии была огромна. Когда пришел помощником, попал в самую гущу событий. Как раз балет «Спартак» в Большом принимали – эротика, говорили, артисты Большого черт знает что вытворяют. Я с другим помощником приехал, посмотрел… Три раза я потом видел «Спартак» – и с Васильевым, и с Лиепой. Ленинскую премию балету дали. Затем Сергей Бондарчук снял фильм «Они сражались за родину». Генштаб возмутился – мол, генералов не показали, армия отступает. Мы с Изюмовым (Юрий Изюмов, помощник Гришина. – Ред.) поехали смотреть. Приезжаем и видим: сидит Сергей Бондарчук в приемной Сизова (директора «Мосфильма»), бледный, обросший, курит одну за одной. Посмотрели – великолепный волнующий фильм. Я потом бумагу написал, фильм пошел. – То есть вы – спасатель «Спартака» и Бондарчука? – Встреч интересных много было – жаль, дневников не вел. После Гришина стал завотделом культуры Горкома партии – в 37 лет, мальчишка еще по сравнению с другими. Ну а потом самая интересная пора началась: я – первый секретарь Краснопресненского райкома партии. В районе – многие московские театры, три творческих союза, автокомбинаты, Трехгорка, на которой тогда техническое перевооружение шло, а работали в основном женщины. Чего только не приходилось делать. Как-то звонит мне Олег Ефремов: «Игорь Борисович, выручай, «мерседес» угнали». Звоню полковнику милиции Оржаховскому – так, мол, и так. В тот же день нашли. Их тогда в Москве с десяток-то и был – не то, что сегодня: первая столица мира по «мерседесам». А в 84-м году Гришин меня опять перевел на культуру, здравоохранение, образование. – Для многих деятелей культуры фамилия Гришина ассоциируется с запретами. – Виктор Васильевич был человеком жестким, требовательным, строгим, дисциплину любил. Если сказано – сделай, или объясни, почему не сделал. Чтобы при нем «воз и ныне был там» – такого не было. Но никогда не повышал голос даже на тех, кто ему не нравится. Недаром сейчас можно встретить объявления – приглашаем на ответственную работу бывших советских руководителей. Они ответственные и в людях прекрасно разбираются. Любимов тоже о Гришине плохо отзывался. Виктор Васильевич пришел на спектакль «Пристегните ремни» и ждал начала в кабинете Дупака. А администратор летел откуда-то, увидел, что на месте Гришина кто-то сидит, – значит, все в порядке. И не предупредил. И вот начался спектакль, где по сюжету в самолете все ждут начальство, которое задерживается. И тут по проходу идет Гришин. В зале хохот. Любимов потом несколько дней извинялся. А Гришин сказал, что в этот театр больше не придет, но помогать будет. И построил новую сцену. – Вас не обижала формулировка «спущен на культуру»? – Я к культуре всегда близок был, а карьеру свою никогда не планировал. Да, всякое было. Например, плакаты «Долой Бугаева», когда Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко делился. И ермоловцы дверьми хлопали. Потом извинялись. И Колобов потом ко мне пришел: «Знаете, Игорь Борисович, я хочу свой театр создать». И не было премьеры, на которую бы он меня не позвал. Великолепный дирижер, гений, растворенный в музыке! – Что представляет собой Совет старейшин при мэре Москвы? – Лужков создал его при мэрии – там тридцать с лишним человек, много лет работавших на благо Москвы. Приходится заниматься самыми разными вещами. Например, музыкальнойшколой им. Глинки в Печатниках, которая арендует помещение у монастыря, и аренду ей не продлили. Потрясающая школа, чистота, порядок, фортепиано в каждом классе, много выпускников-лауреатов. И главное, кроме этой школы и кинотеатра, во всей округе нет культурных учреждений. Я страшно возмутился и написал Лужкову, что нельзя так поступать со школами. Я сам крещеный и во время партийной работы помогал устраивать религиозные праздники. Но там 400 детей учится, в том числе и дети прихожан. Или другой пример – Музей Есенина, деревянная двухэтажка на Серпуховке. На втором этаже (250 кв. м) – фирма. Сидят, как боги, за своими компьютерами. А музей ютится на первом этаже (90 кв. м) – ни туалета, ни комнаты для организации экспозиций. Концерты на улице проходят. Я поднялся на второй этаж: ребята, говорю, а вам не стыдно? А мы, говорят, суды все выиграли и вообще шли бы вы подальше. Я не стал с ними спорить, но уже пятый год мы этот вопрос решаем – может быть, стоит найти им другое равнозначное помещение, а музею отдать этот второй этаж. – А как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг Домов актера и скульптора? – Полностью поддерживаю актеров! У этого Дома такой опыт помощи артистам и такая аура! Я праздновал там свое день рождения, а рядом Караченцов отмечал какую-то дату. Артисты идут туда, как к себе домой. Там даже накормить могут бесплатно. Конечно, на это надо как-то зарабатывать. Я думаю, Лужков не допустит подобных перемен. У нас ведь мэр – не просто мэр, а один из руководителей «Единой России» и имеет огромный авторитет. Может встать и поперек какого-то решения правительства России. Не будет он поддерживать то, что предлагается, – коммерциализации культуры. – Вам приходилось когда-нибудь быть буфером между власть предержащими и творцами? – Я старался на все спокойно реагировать. Помню, в бытность мою завотделом культуры в Манеже была выставка Дмитрия Жилинского. Приходилось выслушивать: «Что за лица?! Что за люди?!» А потом он премии получал. Лет десять назад Марк Розовский позвал меня на «Песни нашей коммуналки». И я сказал ему: «Марк, дорогой, мне понравилось, но блатная культура не всех радует. Мне кажется, у тебя в спектакле с этим перебор. Посмотри сам, может, надо убавить». Он сказал, что подумает. Вот и все. В мою бытность председателем Комитета по культуре театров стало в два раза больше, а сейчас их количество, вместе с антрепризами, приближается уже к сотне. Но все равно мало – в Париже их около трехсот, в НьюЙорке до пятисот. Правда, там государственных гораздо меньше, чем у нас.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.