Талон ТО проще купить, чем получить его честно
Сколь веревочке ни виться, все равно конец будет, гласит пословица. Вот так и с самым неприятным из того, что есть в жизни любого автолюбителя, – сроком прохождения очередного техосмотра. Согласно принятым правилам проходить ТО следует в месяц, номер которого совпадает с цифрой, на которую заканчивается номерной знак автомобиля. У автора этих строк он, к примеру, заканчивается на девять, а потому мне лично проходить техосмотр следовало в сентябре. В крайнем случае – в октябре. Однако плавно прошли оба этих месяца, и в канун Хеллоуина на одном из въездных постов-пикетов ДПС меня все-таки остановили на предмет проверки наличия ТО. Талон был, естественно, безнадежно просрочен, а потому, отобрав у меня права и свидетельство регистрации транспортного средства, инспектор взамен вручил мне отвертку и послал снимать номерные знаки. Пыхтя под нос ругательства, с задним знаком я справился за пару минут. А вот передний знак мне помог. Ржавчина – спасибо воде и химреагентам – настолько спаяла гайки и болты, крепившие жестяную табличку к бамперу, что никакой отвертке они, естественно, не поддавались. Через пять минут усилий я с гордостью отнес отвертку назад – ее жало было свернуто в спираль (как говорится, сила есть – ума не надо). Подивившись на инструмент, инспектор произвел обратный бартер. Вернув документы – да-да, и такое случается, я не вру, – он посоветовал мне как можно быстрее посетить пункт государственного технического осмотра. Именно так я и решил поступить, поскольку следующий раз мог закончиться не столь благополучно. Когда медицина всесильна При прохождении технического осмотра водитель обязан предъявить паспорт, водительское удостоверение, свидетельство регистрации транспортного средства, полис ОСАГО и – медицинскую справку. На руках были все документы, кроме последнего. Впрочем, отсутствие справки сегодня, похоже, никого особо не волнует. Благо что всевозможных частных «медицинских комиссий» в городе – великое множество. Я лично выбрал одну из них – ту, что поближе к дому, на Ленинском проспекте. В 9 утра корреспондент «ВМ» был тут первым посетителем, так что радость обоих сотрудников медкомиссии была неподдельной. Пока один из людей в белых халатах заполнял мою медицинскую карточку и принимал деньги – 700 рублей, второй успел сделать фотографии (дополнительно 150 рублей) и провести сам медосмотр, который, собственно, сводился к проверке одного лишь зрения. А со зрением у меня, признаюсь, проблемы… Нет, вижу-то я хорошо – если обоими глазами сразу. Но вот по отдельности, особенно левым… – Какая это буква? – спрашивала молоденькая девушка, тыча указкой в одно из черных пятен на белом фоне. – Вроде бы «бэ», – промямлил я. – Вы вообще какую строчку можете прочитать левым глазом? – Ну-у-у… третью сверху. Девушка огорченно вздохнула. Но деньги-то уже все равно были уплачены. С изохроматическими таблицами я, похоже, тоже что-то напутал… В общем-то я не дальтоник, просто глаза со сна не успел продрать. – Как же вы сигналы-то светофора различать будете? – вздохнула медработник, ставя на справку печать «Без ограничений». – Да уж как-нибудь, – ответил я ей на прощание. Все – в очередь! Согласно изменениям, внесенным в правила прохождения технического осмотра, автомобиль, выпущенный менее семи лет назад, должен проходить ТО раз в два года, старше семи – раз в год. Моей «ласточке» четыре года, так что я мог рассчитывать на снисхождение. То есть на двухгодичный талон. Для того чтобы гарантированно пройти проверку, прежде всего я загнал машину на фирменный сервис. Несколько часов работы и 10 тысяч рублей – и мне вернули автомобиль, у которого было заменено моторное масло, свечи и колодки, установлены сход и развал, проверены регулировка фар и уровень загрязняющих веществ в выхлопе. С последним, кстати, у меня все всегда было «о’кей», так как система выпуска отработанных газов оснащена катализатором, и сам выхлоп соответствует уровню Евро-4 – при том, что в России пока никто окончательно не отменил Евро-0 – во всяком случае, для грузовых автомобилей. Естественно, вместе с платежной квитанцией на руки был выдан и отчет о том, какие работы были проведены. На чисто вымытой машине в 9.00 я был уже у ворот одного из боксов Межрегионального отделения технического осмотра и регистрации транспортных средств (МОТОТРЭР). Однакоя был уже далеко не первым: передо мной было три авто. Выяснив у старожилов – а многие приехали проходить ТО уже по третьему разу, – что стоять мне не менее четырех часов, решил в очереди не стоять: работа есть работа. Кстати, заодно и выяснилось, что оплатить квитанции о прохождении техосмотра можно только в сберкассе, расположенной где-то на окраине округа. Заодно и оплатил. На следующий день, встав пораньше, у пункта ТО я был в семь утра – теперь уже вторым. Два часа ожидания открытия прошли не так чтобы незаметно, но как-то тоскливо – на улице холодно, вокруг – темно. В 9.15 ворота наконец открылись, и… Первым в них въехал «джип», лихо вклинившийся прямо с улицы перед передней машиной, водитель которой даже не успел завести двигатель. Он вышел было из салона выяснить отношения, но скоро вернулся, потирая скулу, и молча сел за руль. Теперь ожидание стало уже откровенно тоскливым. Правда, недолгим. Минут через пятнадцать владелец внедорожника вышел на улицу, сопровождаемый одним из работников пункта. Беседовали они вполне дружески, а когда перекур был закончен, техосмотр «джипа», судя по всему, тоже подошел к концу. «Неужели и правда так быстро?» – подумал я. Оказалось, неправда. Мой предшественник выехал из бокса почти через полтора часа. Настал мой черед. Не так светит Внутри пункт ТО произвел вполне приятное впечатление. Построили его относительно недавно, и оборудование тут вполне… если не современное, то новое. По сигналу я осторожно загнал машину на «барабаны» (для проверки тормозов) и пошел сдавать документы. Первый этап проверки был пройден легко. Работа указателей поворота, электростеклоподъемников, стеклоочистителей, клаксона… Все это нарекания у проверяющих не вызвало. А вот фары… Выяснилось, что правая светит чуть выше левой. И это было еще не все. «Барабаны» показали разное усилие на колесах одной оси. Слава богу, хоть уровень выхлопа соответствовал норме. Я, правда, попытался качать права, показав распечатку из автосервиса, но результата это не принесло. Мне порекомендовали «ликвидировать неисправности» и приехать на пункт ТО еще раз. Я бы поехал на сервис сразу же, но… Во-первых, опять же надо было торопиться на работу, а во-вторых, на фирменный сервис надо записываться. Меня могли «принять» только через неделю. Так что снова на пункт ТО – с учетом выходных дней и нерабочего понедельника – я бы смог попасть только через 10 дней. А вот на сервисе меня огорошили: и регулировка фар, и уж тем более тормоза оказались в норме! Я не поверил – регулировку еще раз провели прямо при мне. И на всякий случай смазали тормозные барабаны. И снова выдали распечатку по результатам проведенной работы. На следующее утро я вновь был на станции ТО. И сразу же был вынужден уехать, потому что на этот раз почему-то работал только один бокс из трех, и в очереди к воротам стояли семь машин. Следующий визит состоялся еще через неделю: сначала командировка, потом – работа. Чтобы уж наверняка, у злосчастных ворот я был в шесть утра. Первым. И снова уехал ни с чем – опять что-то не то с тормозами. На следующий день с тормозами было все в порядке – правда, только потому, что на этот раз боксу № 2 я предпочел ворота № 3. Зато выхлоп показал превышение показаний по СО2… Массовая дискредитация Каждый год из-за короткого замыкания в дешевых китайских телевизорах в стране происходят тысячи пожаров, гибнут тысячи людей. Однако владельцев таких телевизоров никто не заставляет тащить их каждый год в гарантийные мастерские для проверки, угрожая в противном случае «отлучить» отказника от антенны. Так почему же владельцев десятков тысяч машин, только что сошедших с конвейера, заставляют проходить эту унизительную процедуру? Ведь даже завод-изготовитель дает на них гарантию – три-пять лет или пробег до 100 тысяч километров! И уж поверьте автору этих строк: за свои 15 лет водительского стажа у меня в эксплуатации побывало семь машин – четыре новых и три, что называется, «бэу». В том числе и «БМВ», чей пробег на момент покупки составлял 200 тысяч километров. Так вот ни у одной из этих машин – даже у «Жигулей» – в процессе эксплуатации не случилось ни одной технологической неисправности, которая могла бы повлиять на безопасность вождения. Кстати, в ГИБДД до сих пор неизвестно, сколько аварий случается на дорогах из-за плохого технического состояния транспортных средств – соответствующая статистика до сих пор не ведется. Между прочим, в Европе прохождение техосмотра – дело тоже сугубо добровольно-обязательное. Вот только проводят его не государственные структуры, а частные – фирмы TUV и DEKRA. Естественно, обе имеют соответствующую лицензию. Особенность такого ТО в том, что специалисты обеих компаний тут же предложат вам ликвидировать выявленные неисправности – если, конечно, для этого не нужно специального оборудования. И в Англии техосмотром также занимаются частные компании, а вот в Италии – как частные, так и государственные структуры. Несколько лет назад подобную практику хотели было ввести и в России, однако дальше законодательной инициативы дело не пошло. В столичном управлении ГИБДД чиновники-инспекторы, отвечающие за техосмотр, провал законопроекта объяснили так. Оказывается, сам по себе техосмотр – лишь одна из составляющих процесса. Во время его проведения государственные регистрационные органы получают информацию о том, сколько автомобилей в городе (в стране), сколько лет они эксплуатируются и в каком находятся состоянии. Одновременно Минобороны постоянно получает информацию о том, сколько на руках у населения полноприводных автомобилей – ведь они «в случае чего» подлежат призыву на военную службу. Кроме того, сверяются номера агрегатов (за год таким образом находят до тысячи машин, находящихся в розыске). А может оказаться, что у водителя права поддельные – или покупные. Все это, объясняют инспекторы, частные структуры контролировать не имеют ни права, ни возможности. Если частникам дать соответствующие права, считают в ГИБДД, в стране резко обострится ситуация с «криминальными» машинами. Но ведь Запад-то как-то услугами частников обходится?! …Кстати, талон ТО я все-таки получил. Обошлось мне это удовольствие в 3 тысячи рублей. И даже не пришлось никуда ездить. Хороший мой знакомый получил на руки три купюры и ксерокопии техпаспорта и страхового полиса. И еще через три дня я уже ездил по городу, как белый человек. Словом, хотел как лучше, получилось – как всегда. Мы не любим нарушать закон. Нас к этому принуждают.