Кое-что о системе лицензирования и контроля
«Без бумажки ты букашка» – с этим утверждением не станет спорить ни один российский бизнесмен. Не важно, кто ты – владелец маленькой закусочной или хозяин завода, – без разрешительных документов не продашь ни чебурека, ни гвоздя. Роспотребнадзор, Росветнадзор, Ростехнадзор, Стройнадзор… Простого перечисления надзирающих контор достаточно для того, чтобы «частник» устремился за валидолом. И есть от чего. В начале этой недели ВЦИОМ представил данные о том, как отечественный бизнес оценивает существующую в стране систему лицензирования и контроля. Больше всего претензий вызвала деятельность налоговиков. Почти в половине компаний честно поведали, что инспекторы из этого ведомства изрядно портят им жизнь. Причем 7% опрошенных заявили прямо – портят сильно. Второе место по числу нареканий заняла противопожарная служба. В каждой третьей фирме осторожно отметили: «Немного мешает нашей работе». Более категоричных оценок было примерно столько же, что и в случае с налоговиками. Очевидно, давали их те, кто уже «налетал» на штрафы. Замкнул тройку самых грозных проверяющих Экологический надзор. По своей «вредности» он заметно превзошел даже МВД. На первый взгляд, странно, но если вспомнить заявления, к примеру, главного природоохранителя Олега Митволя, все встанет на свои места. А вот кого почти не боятся в бизнес-структурах, так это обществ защиты прав потребителей. Около 40% опрошенных с ними вообще никогда не сталкивались! Волокита, различные проверки вынуждают предпринимателей искать пути для «оптимизации процесса». Способ ускорения один – дать взятку нужному чиновнику. Исследование ВЦИОМ показало, что если найти «правильные подходы», затраты времени (и нервов) можно сократить в три раза! Впрочем, разницу почувствуйте сами Сколько времени (в днях) нужно потратить, чтобы решить вопрос, соблюдая все правила, и с помощью взяток а) С соблюдением всех правил; б)Если давать взятки Выделение земельного участка а)163; б)58 Разрешение на строительство и реконструкцию а)134; б)52 Закрытие (ликвидация) предприятия а) 67; б)25 Оформление договора аренды муниципального или государственного имущества а)64; б)28 Подключение к коммунальным и электросетям а) 58; б) 34 Получение и продление лицензии а)42; б) 21 Получение какого-либо экспертного заключения а)33; б) 14 Регистрацию предприятия а) 30; б) 12 Разрешение на право торговли а) 28; б) 10. Пять главных проблем, возникающих в ходе проверок (в % от общего числа) 1. Требование большего, чем необходимо по закону, числа документов 30 2. Избыточная частота проверок 23 3. Прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг 18 4. «Заказные» проверки 17 5. Недостаточная компетентность должностных лиц, проводящих проверки 17