Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Обмен с открытыми глазами

Общество

[b]Еще год назад столичные власти и Министерство культуры России договорились поменяться памятниками: принадлежащее Москве здание Музея Ленина (до революции 1917 года – Городской думы) передать в федеральную собственность под филиал Государственного Исторического музея, а городу за это пожертвовать музей-заповедник «Царицыно». И вот документы оформлены. Временно исполняющий обязанности премьер-министра РФ Виктор Христенко успел подписать соответствующее распоряжение.[/b]Выиграла или проиграла Москва от такого «баш на баш»? Давно не посещаемая краснокаменная реликвия в самом центре столицы дорога москвичам разве что как историческая память – все-таки в начале прошлого века здесь заседали городские депутаты.«Царицыно», в свою очередь, – один из известнейших российских архитектурных ансамблей XVIII века с роскошным пейзажным парком, восстановленными павильонами Баженова и руинами Большого дворца постройки Матвея Казакова. Да плюс 560 гектаров земли.Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов считает принятое решение хорошим и грамотным для российской культуры: Исторический музей получает то, на что давно претендует, а город имеет возможность восстановить «Царицыно».Для Исторического музея, ремонт которого завершился лишь накануне 2004 года, расположенный по соседству Музей Ленина – просто бесценный подарок. Генеральный директор ГИМа Александр Шкурко говорит, что еще в 1912 году музей просил у города это здание, хотя тогда здесь было всего 400 тысяч экспонатов, а теперь – миллионы, разбросанные по разным местам Москвы. Так что сейчас в ГИМе праздничное настроение.В свою очередь, генеральному директору «Царицына» Виктору Егорычеву хотелось бы, чтобы этот историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник занял уникальное место на карте города и не воспринимался как еще одно Кусково или Останкино.– Здешний ансамбль не просто усадьба. Его судьба – сюжет о том, как Екатерина II мечтала создать в Царицыне дворцовую резиденцию типа Царского Села под Петербургом, а ее сын Павел I похоронил эту мечту и превратил ансамбль, созданный Василием Баженовым, в мемориал матери, в музей архитектурных руин. Хорошо хоть не загубил, как Лефортово.Чтобы сделать это место привлекательным, нужна концептуальная идея музея, своеобразный бренд. Мы хотели бы положить в основу такого бренда судьбу Царицына, воплощенную в руинах Большого дворца. Летом презентовали сообща придуманный новый образ заповедника: «Московский Колизей». Его смысл в том, чтобы законсервировать и музеефицировать Большой дворец Казакова и в то же время организовать суперсовременную выставочную территорию.Что же касается передачи «Царицына» Москве, то это логически выверенный ход, к которому мы готовились с 1998 года, когда впервые был поднят этот вопрос, но, к сожалению, базового, генерального решения тогда не приняли.Теперь главное – решить принципиальный вопрос: получит ли заповедник единого хозяина (сегодня здесь распоряжаются различные городские организации) и станет ли он эксклюзивным туристическим местом, усадьбой с чистыми прудами, дорожками, мостами, восстановленными архитектурными памятниками. Дело – за московскими властями.

Подкасты