Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Генерал-разведчик лоббирует интересы торговых компаний

Общество
Генерал-разведчик лоббирует интересы торговых компаний

Юрий Кобаладзе был профессиональным разведчиком, когда-то работал в Лондоне «под крышей» Гостелерадио. Теперь он профессиональный лоббист, или специалист по GR (отношения с госструктурами). Лоббист – это человек, который, пользуясь собственными связями, продвигает тот или иной закон, выгодный его нанимателям. Номинально Кобаладзе – управляющий директор по корпоративным отношениям в компании, название которой можно спутать с моделью модного немецкого внедорожника – X5 Retail Group. Однако все гораздо прозаичнее: это торговая компания, которая владеет небезызвестными розничными сетями «Пятерочка» и «Перекресток». Не гражданин, а президент – Не зазорно бывшему разведчику, который отстаивал интересы государства, продвигать теперь йогурты и шпроты? – Я очень горжусь, что работал в разведке, она многое мне дала, сформировала меня как личность. Я глубоко убежден, что интересы общества – выше любых других. Просто иногда между государством и частной структурой возникают конфликтные ситуации, и лоббист – это как раз тот человек, который может их разрешать. Это благородная задача, и ничего зазорного я в этом не вижу. – А между тем сейчас ваши коллеги управляют страной… – Я всегда возражаю против подмены понятий, когда сам факт принадлежности к спецслужбам вроде бы отвечает высшим государственным интересам. И я уверен, что этого не происходит. Я хорошо знаю, например, Сергея Иванова, первого вице-премьера, как порядочного человека, питаю к нему теплые товарищеские чувства – как-никак, в одном отделе 20 лет вместе проработали. – Качества, которые дала вам разведка, помогают быть лоббистом? – Конечно. Разведка – это очень организованная, управляемая структура, и менеджерский опыт, полученный на этой работе, очень помогает. Какие качества? Их сама профессия вырабатывает: это и умение правильно планировать свой день, и сосредотачиваться на главном, и знание людей плюс навыки общения с ними, и аналитический склад ума. Наконец разведка – политическая организация, поэтому я своим студентам в МГИМО (Ю. Кобаладзе – профессор кафедры международной журналистики. – И. Д.) говорю: вы должны интересоваться политикой, знать, как живет страна. Мне это помогало лоббировать Советский Союз, когда я работал 1977–84 годах в Англии корреспондентом Гостелерадио. – Как же, интересно, вы это делали? – Могу рассказать одну историю. В Лондоне я был аккредитован в ассоциации иностранной прессы, даже был ее вице-президентом и одновременно директором клуба. А клуб был, по сути, рестораном. Забавно, но мне как советскому гражданину было запрещено подписывать какие-либо бумаги, а я подписывал их по десятку в день – на покупку продуктов для ресторана. А еще я был президентом винного клуба. И мы писали письма в различные винные компании, чтобы нам продавали вина со скидками. Как-то приходит письмо из посольства Чили с приглашением на дегустацию их вин. А надо сказать, что в те годы – после свержения правительства Сальвадора Альенде – у СССР с Чили контактов не было. Когда я оказался в чилийской дипмиссии, посол мне говорит: «Вы первый советский гражданин, которого мы здесь видим». Во-первых, отвечаю, я не советский гражданин, а президент винного клуба, а во-вторых, я надеюсь, что вино, которое мы будем дегустировать, было розлито в бутылки еще при президенте Альенде. Это потрясло всех, а я был горд собой. С тех пор я большой поклонник чилийского вина. При виде мегасторов слезы наворачиваются от гордости – Как проходит день лоббиста? Встречи с чиновниками за сигарами и коньяком? – Звучит, конечно, красиво и романтично, но уверяю вас – не только это. – Обивание высоких порогов? – Да. Вот сейчас обсуждается закон о торговле, и мы кровно заинтересованы, чтобы он не мешал развитию отрасли, а способствовал ему. Отрасль сделала огромный рывок за последние несколько лет. Когда я езжу по Москве и вижу все эти мегасторы, у меня слезы наворачиваются: смотрите, каких результатов мы добились! – Действительно, магазины в городе как грибы растут. Разве этому можно помешать? – Можно. Если создавать искусственные барьеры. Попытка остановить птицу, которая набирает скорость, опасна – и для отрасли, и для государства и общества. Лоббируя закон о торговле или поправки к нему, мы на пальцах доказываем, что розничная торговля – это тот механизм, который способствует снижению цен, их стабилизации. И на бытовом уровне люди это хорошо понимают. Недавно в одном из «Перекрестков» мы обнаружили сваю, которая прогнила, и закрыли магазин, хотя там и близко не было опасной ситуации. Но закрыли, чтобы не рисковать. Так народ пошел в управу. Вы что, говорят, делаете? Казино хотите вместо магазина открыть? Мне звонят из управы: объясните людям, что происходит, потому что они волнуются. Действительно, магазин обеспечивал весь микрорайон, жители к нему привыкли, им удобно. Мы все слишком быстро забыли времена, когда народ озверело кидался на колбасу, которую вывозили в торговый зал, а о качестве тогда никто и не думал. А сейчас выбираешь – одного йогурта сортов тридцать! Нагрузишь тележку так, что тебя за ней не видно. Это же произошло благодаря торговым сетям. Поэтому надо им помогать, хотя, конечно, и контроль разумный должен быть. – А как быть с монопольными сговорами – о них сейчас много говорят. – В том-то и дело, что только говорят! А мы свято верим во всякие разговоры, потому что народ такой. Верить – проще, чем попытаться понять и объяснить, почему цены растут. – Почему же? – Цены на продукты питания и продовольствие растут во всем мире. Причин несколько. Часть зерна, например, идет на производство альтернативного топлива. Появляются новые едоки, которые раньше пили кружку молока в год, а сейчас пьют цистерну. Например, Китай... Но гораздо проще сказать: торгаши договорились! А ведь они как раз и заинтересованы, чтобы дешевле купить и дешевле продать – привлечь больше покупателей. Вот мы недавно сравнили инфляцию в торговых сетях и в среднем по стране. Оказалось, что в сетях она ниже! Между сетями идет жесточайшая конкуренция за покупателя. Поэтому меня огорчают заявления наших руководителей, которые говорят, что мы, мол, еще разберемся с этими ценовыми сговорами. Общаясьс чиновниками, я говорю: будьте осторожнее, отрасль только набирает обороты. В Москве десятки, сотни магазинов можно еще открыть! Провинция же вообще не освоена. – И что, слушают вас чиновники? – Я же не случайно стал лоббистом. За многие годы работы у меня появилась репутация, знание людей и контакты на госслужбе. – Конечно! У вас же в однокурсниках сам министр иностранных дел Сергей Лавров! – Мы просто дружим, вот уже сорок лет, с тех пор как поступили в МГИМО в 1967 году. Вместе активно отдыхаем – каждое лето сплавляемся по рекам. – Это же опасно. Помните, в прошлом году в Китае целая группа наших рафтеров погибла? – Потому что они пошли по сложной реке, да еще без нужных знаний, без страховки, без телефонов! Мы серьезно относимся к сплаву, в пекло не лезем, жизнями не рискуем. У нас инструктор, который лет десять с нами ходит, он тщательно готовится к сплаву, хорошо знает маршруты – где какой порог… Мы авантюризмом не занимаемся. Всю жизнь занимаюсь тем, что люблю – Знакомая студентка МГИМО сказала мне, что мечтает заниматься GR. Что ей посоветуете? – Позвонить мне, я открою ей глаза. Если у нее лежит к этому занятию душа, то она очень хорошую выбирает профессию. Но это очень непростое, тайм-консьюминг, то есть времязатратное дело. От личной жизни порой приходится отказываться – бегать, договариваться, очаровывать. – Может, девушке как раз проще в этом бизнесе – у нее есть секретное оружие? – У мальчиков тоже есть секретное оружие ( смеется.)! Если серьезно, все зависит от способностей и качеств. Так сложилось, что в пиаре, например, больше женщин, нежели мужчин. – А в лоббистах? – Я бы не сказал. Одна из наших газет публикует список самых мощных лоббистов – там с девушками не очень. Правда, это верхний эшелон. – А вы на каком месте, не припомните? – Меня еще там нет, я попадаю в рейтинги по торговым сетям – но льщу себя надеждой, что он достаточно высок. – Можно предположить, для вас как для лоббиста важнее репутация, нежели близкое знакомство с министром? – Когда я работал в разведке, руководил пресс-бюро СВР, я был заметной фигурой в СМИ. Многие до сих пор меня помнят, моя репутация, мое реноме продолжают работать на меня, хотя я уже в другой сфере. Это, кстати, главный совет для тех, кто хочет работать лоббистом: с первого же дня надо думать о своей репутации, потому что она следует за тобой, куда бы ты ни шел. Можно драматически поменять направление своей деятельности, но то, что ты наработал за годы, никуда не денется. Я даже знаю экстремальные примеры. Например, когда мой друг, в прошлом солист Большого театра Александр Ворошило, потерял голос, он стал производить колбасу. Ему вовсе не мешало, что он народный артист и выдающийся певец. Наоборот, люди сказали: молодец, парень, не стал плакать, пошел и сделал дело, добился результата! – А вы? Можете вдруг опять поменять направление? – Нет. Мое занятие мне по душе, оно соответствует моему характеру, образованию, знаниям и т. п. Сфера лоббирования не предлагает стандартных решений по каждому поводу, всякий раз какая-то новизна. Ну и, конечно же, у меня есть коммуникационные способности, которых у некоторых людей просто нет. Я умею ладить с людьми, выстраивать отношения. Я вообще по натуре репортер, люблю где-то присутствовать, рассказывать с места события. А другому, скажем, интереснее посидеть за столом, написать большой аналитический материал. Я счастливый человек, я всю жизнь занимаюсь тем, что люблю. Поэтому с успехом выживаю в конкурентной среде. Досье ВМ: Юрий КОБАЛАДЗЕ родился в Тбилиси в 1949 г. Окончил факультет международной журналистики МГИМО. С 1972 года – в Службе внешней разведки (кличка Коба). Генерал-майор в отставке. В 1977–1984 годах был корреспондентом Гостелерадио СССР в Великобритании. С 1984 года – в центральном аппарате Первого главного управления СССР (служба внешней разведки), в 1991–1999 годах – руководитель бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации СВР. В 1999 году – первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС. В 2000–2006 гг. был управляющим директором инвестиционной компании «Ренессанс Капитал»: отвечал за связи с государственными структурами, правительственными учреждениями и СМИ, а также определял общую стратегию компании в области связей с общественностью. В прошлом году назначен директором по корпоративным отношениям X5 Retail Group. Женат, имеет двух дочерей и внука. Любимая фраза: «Дружба дружбой, а спецслужба – спецслужбой». Увлечения - музыка, живопись, водный спорт.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.