Авиакомпании «Атлант-Союз» исполнилось 15 лет
Если на фюзеляже самолета вы увидели герб нашей столицы – знайте, что летите не простым лайнером, а официальным перевозчиком правительства Москвы. Такой статус носит единственная авиакомпания – “Атлант-Союз”, и недавно ей исполнилось 15 лет. Накануне юбилея мы встретились с генеральным директором “Атлант-Союза” Евгением Филатовым.[b][i]С гербом на борту[/i]– Евгений Вячеславович, становление “Атлант-Союза” пришлось на период распада нашего большого Союза, разрыва привычных экономических связей, время стремительных взлетов и сокрушительных падений. Тем не менее вам удалось не просто удержаться “на крыле”, но и стать одной из самых успешных авиакомпаний. Скажите, а что стало экзаменом на зрелость?[/b]– “Атлант-Союз” был одним из пионеров коммерческой авиации в России. Многие из тех, с кем мы начинали, канули в Лету, не оставив ни следа от своей бурной деятельности. За эти полтора десятилетия наши самолеты 3 тысячи раз облетели земной шар, побывали на всех континентах, включая Антарктиду, перевезли миллионы пассажиров и сотни тысяч тонн грузов по всему миру.Мы всегда хотели работать под началом крупного акционера, умного, понимающего партнера, поддерживающего перспективные бизнес-проекты, мыслящего государственными интересами. И когда в 1999 году столичное правительство принимало решение о приобретении контрольного пакета акций нашей компании, это стало для нас своеобразным экзаменом на зрелость. И своей работой “Атлант-Союз” подтвердил, что заслужил честь носить статус официального перевозчика правительства Москвы.[b]– Наверное, многие думают, что у “воздушного извозчика” правительства Москвы есть какие-то особые привилегии – это так?[/b]– Конечно! Наша главная привилегия – право использования герба столицы и всех ее официальных символов на бортах воздушных судов. Но это и накладывает на нас очень серьезную ответственность. Должен сказать, что авиакомпания, по оценкам экспертов, зарекомендовала себя надежным партнером на рынке авиаперевозок. Недаром последние несколько лет “Атлант-Союз” становится обладателем престижной национальной премии “Крылья России”.С момента создания основным направлением деятельности авиакомпании была эксплуатация грузовых самолетов Ил-76. Наши воздушные грузовики много раз доставляли в пострадавшие от стихии районы медикаменты и продовольствие, спасая миллионы жизней по всему миру. Где только не выполняли свою миссию “атланты” – и в суровой Антарктиде, обеспечивая всем необходимым полярников, и в жаркой Африке. Выполняя программу правительства Москвы, наши самолеты из года в год доставляют малообеспеченных детей из столицы в здравницы России и зарубежья.С учетом изменения ситуации на грузовом рынке в 2005 году главный акционер принимает решение – развивать пассажирские перевозки. Это дало возможность не распыляться, а специализироваться на главных направлениях.В первую очередь, на чартерных перелетах. И вот здесь-то авиакомпания продемонстировала высочайшую динамику роста. Если в 2005 году рейсы выполнялись лишь по восьми направлениям, то уже в нынешнем году чартеры летают по 30 маршрутам.Хургада и Шарм-эль-Шейх, Анталия и Даламан, Варна и Бургас, Мальта и Тиват, Барселона и Пальма-де-Майорка… и еще два десятка аэропортов стали для “атлантов” такими же родными, как наш базовый аэропорт – “Внуково”.[i][b]Пересядем на “Боинги”?[/i]– Вы сделали ставку на пассажиров – значит, потребовались воздушные суда большей комфортности?[/b]– Да, пришлось существенно обновлять парк пассажирских авиалайнеров. Подписаны контракты на шесть самолетов “Боинг-737-800”. Первый самолет получим уже в октябре, три – в ноябре и два остальных – в начале будущего года. Все воздушные суда 2002–2003 года выпуска. В салоне 189 мест. Это как раз то, что требуется, поскольку на отдельных направлениях туроператорам трудно обеспечить загрузку 350 пассажиров в Ил-86. Кроме того, подписали контракт на поставку четырех совершенно новых “Боинг-737-800”, которые придут к нам через два-три года.Для выхода на рынок региональных перевозок мы покупаем 15 тридцатиместных самолетов бразильского производства “Эмбраер120”. Сейчас они дорабатываются для соответствия европейским и российским требованиям. Два самолета, кстати, уже летают. До конца года планируем ввести в эксплуатацию до 10 самолетов, остальные – на будущий год.Причем хотим сделать 12 самолетов только экономического класса, а три – полностью укомплектовать для пассажиров бизнес-класса.[b]– Значит ли это, что от отечественных воздушных судов вы отказываетесь вовсе?[/b]– Конечно, нет! Будем продолжать эксплуатировать отечественную технику, пока позволит ее ресурс и пока это экономически выгодно. Ил-86, к примеру, очень надежный и вместительный самолет. Однако цена на топливо постоянно растет, поэтому испытываем серьезные трудности с эксплуатацией отечественных самолетов предыдущего поколения.[i][b]Полетела губерния![/i]– Столичное правительство стало инициатором возрождения региональной авиации. Какая роль в этом проекте отводится “атлантам”?[/b]– Первостепенная! “Атлант-Союз” – головной разработчик Московской городской целевой программы возрождения региональных перевозок. Вот последняя новость: недавно авиакомпания открыла рейс в Псков. Но ситуация, на самом деле, непростая. Не секрет, что за 15 лет кризиса в гражданской авиации произошел катастрофический упадок инфраструктуры аэропортов местных воздушных линий. Большинство из них остались только на бумаге, и чтобы их реанимировать, нужны значительные вложения. Мы представили правительству Москвы поэтапный бизнес-план развития региональных перевозок – и он был одобрен. До конца года будем летать как минимум на 5–7 региональных линиях – в Белгород, Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов и другие губернии.[b]– Какие требования вы предъявляете к летчикам-“атлантам”?[/b]– Хотя пилотов не хватает, требования к профессионализму пилотов у нас очень высоки. Переучили летный состав на “Эмбраеры” и “Боинги” за рубежом. Для тренировки на тренажерах отправляем пилотов во Францию, Великобританию, США.Сейчас ощущается не только дефицит летного и инженерно-технического состава, но и авиационного персонала в целом – пожинаем “плоды прошлого”... Молодежи нет, а старшее поколение уходит на пенсию по возрасту. По всей стране выпуск летного состава в год составляет всего 100 человек, а нужно, как минимум, 500, причем разбирающихся в иностранной технике и на достаточном уровне знающих английский язык. Авиакомпания начала работу с учебными заведениями, но необходимо создавать цивилизованные условия для жизни и работы выпускников в столице, а этот непростой вопрос находится в плоскости социального обеспечения.[i][b]Дельфины бизнес-классом[/i]– Все больше состоятельных деловых людей и крупных корпораций нуждаются в рейсах “вне расписания” и с высоким уровнем комфорта. Кстати, согласно социологическим опросам пассажиры самолетов деловой авиации проводят время в пути даже более эффективно, чем на земле… “Атлант-Союз” может предоставить такие возможности?[/b]– Безусловно, поскольку наша авиакомпания задает тон и в таком узкоспециализированном сегменте авиаперевозок, как бизнес-авиация. В парке “Атлант-Союза” есть уникальный по своим характеристикам и качеству исполнения самолет Ту-154М.Лайнер оборудован для полетов без ограничений в страны Европейского Союза, он оптимален для деловых поездок, корпоративного отдыха и обслуживания мероприятий крупных корпораций.Три салона оборудованы всем необходимым для эффективной работы и отдыха во время полета. К услугам клиентов конференц-зал на 10 человек, спутниковая связь, беспроводная связь между всеми салонами, комфортабельное купе главного пассажира. Во всех салонах установлены плазменные панели для просмотра полетной информации и развлекательных программ. Понятно, что такой самолет пользуется повышенным спросом у заказчиков.[b]– Но ведь вы не отказались и от международных грузовых перевозок? Наверняка бывало немало не только ответственных перелетов, но даже и экзотических?[/b]– Конечно, случаются и экзотические перевозки. Например, перевозили дельфинов, табун лошадей Пржевальского… В области грузовых перевозок авиакомпания выполняет полеты в регионы Северной Америки и Азии, Африки и Европы. География охватывает практически весь мир.[i][b]Горячая пора в небе[/i]– Лето в разгаре, москвичи стремятся в отпуск… Оправдываются ли предсказания экспертов о том, что в связи с повышением цен на туры спрос на чартеры упадет?[/b]– У нас полностью сформирована программа чартерных перевозок на лето, и я не вижу серьезных предпосылок к падению спроса на туристическом рынке – заявок значительно больше, чем самолетов, ощущается реальный дефицит и неудовлетворенный спрос. Хотя турпакеты сами по себе подорожали и это зависит не только от роста цен на авиатопливо, – однако объем чартерных перевозок по отношению к прошлому году вырос на 10% . А маршрутная сеть “Атлант-Союза” традиционно охватывает лучшие курорты мира в Испании, Греции, Хорватии, Египте, Турции, Мальте, Тунисе, Италии…[b]– Из песни слова не выкинешь: как случилось, что в конце мая авиакомпания задержала вылеты пассажиров на курорты из-за нехватки горючего?[/b]– Об этой ситуации уже много сказано, но напомню, что авиакомпания была вынуждена задержать вылеты 9 чартерных рейсов из-за сбоя в поставке авиационного топлива от поставщика ТОАП Торгового дома “Топливное обеспечение аэропортов”.Мы сделали все возможное для минимизации времени задержек рейсов, направили официальные обращения к заказчикам-туроператорам о переносе времени вылетов и необходимости оповещения пассажиров. До момента фактического прилета воздушных судов из Москвы, пассажиры, находящиеся в Анталье, Даламане, Хургаде и Шарм-Эль-Шейхе оставались в отелях и были вывезены в аэропорты к фактическому времени вылета рейсов в Москву. Пассажиры, ожидающие вылетов рейсов в аэропорту “Внуково”, были обеспечены питанием, желающих разместили в гостинице.Благодаря скоординированным действиям авиакомпании “Атлант-Союз” и аэропортового комплекса “Внуково” самолеты были заправлены горючим и вылетели к местам назначения.Авиакомпания принесла глубочайшие извинения пассажирам, а также заказчикам-туроператорам за причиненные неудобства и задержку вылетов чартерных рейсов. Безусловно, компания приняла все необходимые меры для того, чтобы исключить подобные ситуации впредь.[b]– Евгений Вячеславович, что, по-вашему, ждет “атлантов” в ближайшем будущем?[/b]– Уже сейчас своей работой мы закладываем будущее авиакомпании. Используя современные, эффективные типы воздушных судов, мы сможем предложить пассажирам услуги более высокого качества и вывести “Атлант-Союз” на новый уровень… Я уже вижу, как вы, уважаемые пассажиры, занимаете места в суперсовременном, комфортабельном лайнере, приятно проводите время в полете и быстро, без помех, прибываете к месту назначения. А мы сделаем все возможное, чтобы вы получали истинное удовольствие от полета.[b]Досье “ВМ”[/b]Евгений Филатов в 1982 году окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации по специальности “экономика и организация воздушного транспорта”. С 1982 года работал инженером, сменным начальником аэропорта “Душанбе”. В 1998 году получил второе высшее образование в Академии ГА.С 1992 по 2005 год в авиакомпании “Волга–Днепр” занимал должности менеджера, заместителя руководителя, руководителя производственно-диспетчерской службы, заместителя коммерческого директора. Работал в Великобритании управляющим директором компании Volga Dnepr UK Ltd.С 2005 года – руководитель службы организации и обеспечения полетов, первый заместитель генерального директора авиакомпании “Атлант-Союз”.С октября 2007 года – генеральный директор авиакомпании.[b]P.S.[/b] [i]“Вечерняя Москва” поздравляет “Атлант-Союз” с 15-летием и желает, как принято у авиаторов, чтобы количество взлетов совпадало с количеством посадок.Успехов и всего самого доброго![/i]