О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
Мосгордума приняла Закон « «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». Пресс-центр МГЛ сообщает: согласно документу, предусмотрена организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств города. Кроме того, еще один момент, который призван усовершенствовать бюджетное устройство и бюджетный процесс в городе, это - внесение в бюджет поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение противоречий или уточнение формулировок. В части межбюджетных отношений документом предусмотрен порядок расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также возможность реализации кассового обслуживания финансовым органом города исполнения бюджетов муниципальных образований. Это будет осуществляться на основании соглашений между ними, в случае передачи Федеральным казначейством соответствующих полномочий исполнительным органам государственной власти Москвы. В основу бюджетного планирования предлагается предусмотренный Бюджетным кодексом РФ метод, при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета. По мнению исполнительной власти, формирование трехлетнего бюджета, с одной стороны, обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другой стороны, даст возможность оперативного реагирования на меняющуюся экономическую обстановку, реструктуризацию финансовых обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики. По словам автора документа, первого заместителя руководителя Департамента финансов города Ольги Хрычевой, закон учитывает изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ. Основным моментом, предлагаемым документом в части совершенствования бюджетного процесса, является переход к среднесрочному финансовому планированию и формированию бюджета столицы на трехлетний период. В своем содокладе председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов сообщил, что из числа депутатских поправок, которые были поддержаны редактором и значительно улучшили документ, следует особо выделить норму, согласно которой в составе фонда компенсаций может образовываться нераспределенный объем субвенций. Кроме того, введена принципиально новая норма, дающая возможность аккумулировать средства бюджетов муниципальных образований в бюджете города для решения важных общегородских задач, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности конкретных территорий. Значительно улучшились после доработки депутатов статьи закона, связанные с регламентацией порядка предоставления дотаций из бюджета города бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности. Что касается контроля в отношении бюджетов муниципальных образований, то в законе предусмотрена возможность его осуществления как Контрольно-счетной палатой Москвы, так и органами государственной власти города. Это предусматривает возможность привлечения к данной работе органов финансового контроля правительства города. Игорь Антонов указал на то, что статьи закона, регламентирующие порядок внесения проекта закона о бюджете, процесс его рассмотрения и утверждения, а также состав показателей и материалов, представляемых одновременно с бюджетом города, были скорректированы и усовершенствованы законодателями весьма фундаментально. По оценке бюджетно-финансовой комиссии Думы, эти статьи, безусловно, улучшены по сравнению с первоначальной редакцией. Вместе с тем, депутат обратил внимание на то, что из документа исключена статья, регламентирующая порядок предоставления субсидий из бюджета Москвы, на том основании, что она полностью повторяет нормы Бюджетного кодекса. Сохранена лишь статья, регламентирующая предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований. «Не уверен, что в данном случае принято правильное решение, - подчеркнул Игорь Антонов, - поскольку субсидии являются важной частью бюджета и бюджетного процесса и их отсутствие в тексте закона может вызвать определенные вопросы у получателей субсидий и контролирующих органов». В целом же новая редакция документа «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» приводит, по мнению парламентариев, содержащиеся в нем нормы в соответствие с современными требованиями и принципами эффективного управления финансовыми ресурсами. Закон призван способствовать самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, созданию долгосрочных стимулов для повышения качества управления городскими и муниципальными финансами. Законом вводится новый порядок планирования расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств, предусматривается системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, а также главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета. Закон включил в себя понятие реестра расходных обязательств города. Это понятие, с одной стороны, позволяет четко привязать бюджетные ассигнования к действующей нормативной правовой базе, определяющей полномочия и функции органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, каждое бюджетное ассигнование на оказание государственных или муниципальных услуг должно характеризоваться объемом и качеством этих услуг. Мосгорума проголосовала за принятие документа.