Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Алексей Подберезкин о выборах, о Госсовете и парламенте

Общество

Алексей Иванович Подберезкин – известный политолог и традиционный участник выборов.В свое время входил в НПСР, был депутатом фракции КПРФ (при этом всегда подчеркивал, что не входит в партию).Потом пошел на выборы сам, вместе со своей организацией «Духовное наследие» – результаты были не блестящи.Сейчас ищет пути к сердцам людей для своих социалистических идей. [b]О выборах[/b] – До парламентских выборов осталось меньше года. Чем, на ваш взгляд, эти выборы будут отличаться от предыдущих? – Расстановка сил фактически уже ясна. Те, кто хотят участвовать в парламентских выборах, для себя уже решение приняли. Может быть, его не озвучивают, но действия ведутся: тратиться время, деньги, хотя не всегда публично. Формально выборы начнутся только будущей осенью, но даже те заявления, которые делаются сейчас многими партиями, делаются с учетом избирательной кампании.— Главные соперники уже известны, не так ли? — Основные политические игроки – это центристы и КПРФ. Перспективы и у одной, и у другой примерно равны, и они очень значительны. Если коммунисты смогут потом реализовать не только свой, но чужой протестный электорат, то они смогут получить 25 процентов голосов, т.е. близкое к контролю число в будущем парламенте.Очень велики шансы и у «Единства» именно в силу огромности ресурса – административного, финансового и информационного. [b]О правых и левых [/b]– Давайте поговорим о коммунистах, про то, какие у них сейчас дела.– Мне бы не хотелось упрощать ситуацию с КПРФ. Сейчас модно говорить о развале КПРФ, о ее бесперспективности – это все неправда. Я не сторонник КПРФ и тем более их руководителей.Но я самый злой и самый последовательный критик сторонников КПРФ, хотя все остальные стараются с ними дружить (включая администрацию президента). Зато я могу судить о них объективно. КПРФ имеет свой электорат и основания претендовать на то, чтобы создать самую крупную фракцию в будущей Думе. Это вытекает из того, что нынешние реформы позитивно затрагивают 15–20% населения, а вот 60% населения не почувствовали улучшения. Они-то и являются опорой для левой оппозиции.Конечно, если бы в руководстве КПРФ были люди пограмотнее и поумнее, посовременней, они бы могли получить лучший результат в Думе (скажем, 55–65%). Другое дело, что они на это не способны, и это во многом облегчает задачу их оппонентам. А теперь представьте, что найдутся умные люди, и в силу разных причин (например, не любят президента) они помогут КПРФ компенсировать те недостатки, которые есть в КПРФ. А этих недостатков три – тактика, деньги и кадры. Разные люди могут быть по-разному заинтересованы в поддержке КПРФ.– Опять про Березовского? – Не обязательно. И без помощи Березовского КПРФ может собрать много денег просто потому, что на кандидата коммунистов поставят, как на лошадь. Я понимаю, что есть соблазн сказать, что они тупые, они ортодоксы, и это внешне будет правильно, но это не анализ. Самая большая проблема КПРФ в том, что там очень сложно пробиться новой мысли. Вот выступил недавно один из моих хороших знакомых Виктор Зоркальцев со статьей, и статья-то была очень аккуратная – и сколько же на него посыпалось критики и организационных решений. По моей информации, сейчас Зюганов смог задвинуть Купцова и Семигина и взять власть в свои руки. Последние годы он был попросту говорящей головой, теперь же он может раскручивать свою партию сам. Может быть, он сумеет решить проблему кадров. А проблема денег не так остра для коммунистов: многие из них уже при власти, и они очень многое могут делать бесплатно. По моим оценкам, даже без всякой помощи Березовского коммунисты сумеют собрать 50–70 миллионов на выборы – естественно, долларов. Да и административный ресурс – половина региональных законодательных собраний со всеми своими ресурсами будет работать на КПРФ.— А как же правые? — Правые слабее. У них есть постоянный электорат, который можно оценить в 7–15 процентов (в зависимости от социально-экономической ситуации в стране). Как-то этот электорат поделится между СПС, «Яблоком» и «Либеральной Россией». Я не исключаю, что на выборах «Либеральная Россия» может на два фронта разделиться – сторонников Березовского и его противников. Да и СПС и «Яблоко» вряд ли договорятся.Как они будут делить 7 процентов, меня очень интересует, потому что 15 процентов (я думаю, это максимальный теоретический предел, который можно получить правым в нашей стране) не будет в следующем году, социально-экономическая ситуация этому не способствует.Есть и другие партии второго эшелона. Надо понимать, что у Жириновского всегда будет 4,5–5,5 процента сторонников.Есть «Народный депутат», которая как партия, на мой взгляд, имеет почти нулевые электоральные перспективы. Но зато там есть огромное число кандидатов–мажоритарщиков. В итоге «Нардеп» может провести, скажем так, 30–40–50, а может, даже 60 кандидатов. В регионах их активность заметна.[b] О «Единстве»[/b] – Что же с «Медведем»? – Есть две слабые стороны у «Единства», которые надо немедленно исправлять. Во-первых, нет явной идеологии, потому что это была пиар-кампания группы депутатов с бешеным финансовым и информационным ресурсом, но не пиар-кампания партии. Во-вторых, «Единству» нужны люди – носители этой идеологии. Люди, не случайно подобранные региональными функционерами или назначенные откуда-то, а люди, которые бы смогли отстаивать эту идеологию. Можно нанять за большие деньги пиар-кампанию и можно вкачать в нее большое количество ресурсов, но этим не заменишь идеологическую деятельность.– В свое время Черномырдин говорил, что «раскрутить можно и телеграфный столб».– Виктор Степанович – большой фантазер и выдумщик. Свой предел «телеграфного столба» он получил в 1995 году – 10%.– Разве нынешнее «Единство» не является «телеграфным столбом»? – Нет, потому что интуитивно сторонники «Единства» нащупывали моменты, которые играют огромную роль для гражданина России: политическая стабильность, сильное государство.Другое дело, что они, как та самая собака, которая все понимает, а сказать не может.– Те люди, которых «Единству» не хватает, – так их везде не хватает… – Потому что это потенциальные государственные деятели, способные реализовать две основные функции: ответственность и стратегический прогноз. Все остальное прилагается. А если нет ни первого, ни второго, если человек не может ни стратегически выстроить концепцию развития государства, ни нести ответственности, то получается бардак — хоть в партии, хоть в государстве. Нет у нас концептуальной власти, нет органа, который в нашей стране за это отвечает. [b]О Госсовете [/b]– Возьмем такой орган, как Госсовет. Он, вроде бы, собирается как раз для этого, там обсуждают, потом расходятся по регионам – и все.– Когда я предлагал создать Госсовет в 1996 году, я предполагал вхождение в него не только представителей регионов, но и руководство некоторых партий и руководство правительства, чтобы они могли согласовать свои позиции. Тогда вся процедура согласования законопроектов резко сокращается. Сегодня она занимает в лучшем случае полгода, а на самом деле — годы. Сейчас процесс принятия решения у нас идет строго последовательно – но если свести все ветви власти, то его можно запараллелить, всю процедуру сократить до нескольких дней и сразу запускать его в реализацию.– Это вы мне какие-то сказки рассказываете.Сейчас губернаторы высказываются по теме Госсовета, что-то возражают, им указывают, что надо чем-то поступиться, они на словах поступаются, а затем, выйдя из Кремля, снова вспоминают свои возражения и начинают реализовывать их в другом месте и в другой форме.– Я согласен, что чаще всего так и бывает, но ято говорю не о том, что есть, а о том, что надо.Предположим, что собирается вот этот самый Госсовет, и не в Кремле, а в где-нибудь Сосновом Бору, сидит там день, решает принять такой-то закон в таком-то виде. После этого лидеры фракций едут в Думу, где все это голосуется, а правительство тут же начинает выполнять эти решения.– Вспомнил я, как это называется: советская власть.– Не согласен: советы народных депутатов только штамповали решения, которые принимались в другом месте.– А сейчас разве нет этого другого места? – Мы с вами, видимо, говорим о разных вещах.И все-таки, на мой взгляд, Госсовет и сейчас эффективный орган: можно ключевые вопросы обсуждать в присутствии друг друга и президента. И президент воспринимает аргументы. [b]О Госсовете и правительстве[/b] – Не кажется ли вам, что ветви власти — какие-то прутики по сравнению со стволом – президентской властью? – Нет, не кажется. У нас – по Конституции 1993 года, которая, кстати, мне не нравится, и я за нее не голосовал, но я ее признаю – есть разумное распределение властей. У нас сложилась президентская республика, когда законодательный орган власти отвечает только за принятие закона.То же самое, что в американском конгрессе, за исключением одного: сенат там утверждает довольно большое количество должностей. Одного моего хорошего знакомого, которому был лично обязан президент, не назначили послом в одну страну, куда он очень хотел поехать, потому что комиссия и комитет Сената решили, что ему рановато становиться послом. Я считаю, что первые 1,5 тысячи должностей в стране должны согласовываться и утверждаться Законодательным собранием. А все остальное вполне соответствует теории разделения властей.– Теории – да. Но практике? Возьмем Думу: там, конечно, много интересного происходит, но, по большому счету, это штампующий решения орган.Да и правительство у нас сейчас вполне техническое.– Не согласен. Касьянов сплошь и рядом принимает политические решения. Другое дело, что, скажем, он не приказывает и не определяет внешнюю политику, которая, по Конституции, принадлежит президенту, или не в такой уж степени влияет на военную политику государства.Но это было всегда. Но уж точно Касьянов определяет экономические и финансовые вопросы, и никто другой. Администрация в это дело не вмешивается, я это точно знаю. Так что не техническое у нас правительство. Я вижу слабость в низких амбициях правительства. Четыре процента роста ВВП – такими темпами мы будем догонять остальной мир лет сто пятьдесят. Мы можем обеспечить рывок в размере 10–15% годового прироста, в первую очередь за счет развития образования. Вот наша реальная проблема: правительство отстает от осознания необходимости технологического рывка.– Вот поэтому оно и техническое, раз реагирует на сиюминутные потребности и упускает главное.– Происходит одно и то же. Я уже устал от того, что бываю прав. В конце восьмидесятых я говорил: вы занимаетесь ерундой, а вам нужно заниматься стабилизацией финансов. До этой идеи они дошли в 1993-м и занимаются до сих пор, хотя сейчас приоритет уже другой. Но они до сих пор все силы кладут на финансовую стабилизацию и макроэкономику – а сейчас нужен технологический скачок.– Его есть кому делать?– А это уже не моя забота, а власти. Я могу привести массу примеров, когда назначаются люди, в принципе не способные что-то изменить.– Возьмем Грефа: способный человек? – Да.– Зашился? – Зашился, причем самостоятельно. Он «трудоголик» и просто взял на себя непосильный груз. Ему надо заниматься более крупными вопросами, а не текущей деятельностью Минэкономразвития.[b] Об умных, глупых и элите [/b]– Но ведь предшественники у Грефа в Минэкономики тоже были люди умные – взять тех же Ясина или Уринсона. И все зашивались.– Вопрос не в этом, глупый человек или умный. Умный человек может еще больше вреда нанести, чем глупый. Рейган, например, никогда не был умным человеком и работал 2 часа в день. Но этого было достаточно, чтобы экономика США развивалась хорошо. И вообще ситуация в мире для США развивалась блестяще – Рейган не влезал в детали, не влезал в мелочи. Самая главная наша проблема – это наша так называемая элита.Ее надо выращивать годами, десятилетиями, как в США. Тогда она совершает мало ошибок… – Как тот газон, который надо стричь триста лет.– Надо хотя бы тридцать, хотя бы десять. А когда она не выращивается, не готовится, происходит катастрофа. Наша проблема главная… – Вы лично растите? – У меня таких ресурсов нет. Хотя если посмотреть… Люди, которые вышли отсюда, занимают сейчас очень солидные места и в правительстве, и в администрации. Не буду называть их имен.– Почему вы такой стеснительный? – Нельзя об этом говорить. Мало ли кто когда и кем работал.– Вы же не Березовский, контакты с вами не являются чем-то предосудительным.– Да, я не Березовский, это верно. Приведу пример: один из моих помощников рассматривался на должность заместителя министра. Его не утвердили, потому что у него в трудовой книжке была запись «помощник». Так и проработал несколько лет «и.о.» замминистра, но утвердить не смогли.– Страшная судьба… – Жизнь-то по-разному поворачивается. Когда травили демократов, у меня работали десятки демократов. Потом стали травить коммунистов – и у меня был наплыв партийной элиты. Надо же им было где-то работать.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.