Рудольф Нуриев - лучший танцовщик с трагической судьбой
Этот человек был одним из лучших танцовщиков XX века. Он был первым советским гражданином, публично признавшим свою нетрадиционную ориентацию. Он прожил более 50 лет, но многие люди, которые его хорошо знали, говорили, что жизнь его была стремительна – как танец. Его звали Рудольф Нуриев. Начало: адажио Будущий гений появился на свет 17 марта 1938 года на границе центрально-азиатских степей и монгольских гор. А если совсем точно – в поезде, который шел на Дальний Восток. Не правда ли символично? Выходит, на роду ему было написано странствовать, скитаться, мчаться по свету… Хотел было написать «не разбирая пути», но если следовать той же ассоциации-аналогии с железной дорогой, то путь как раз и был: рельсы, с которых не свернуть. Жесткая, изначальная заданность судьбы – может, и впрямь все у каждого предопределено, расписано звездами от рождения? Кто знает… Как бы там ни было: Фарида Нуриева вместе со своими дочерьми ехала к месту службы своего мужа – политрука Хамита. Младшая из дочерей, десятилетняя Роза, принимала роды. В паспорте будущей звезды балета местом рождения значился Иркутск. Его детство прошло в Уфе. Там же началась его безумная любовь к танцу. В семь лет началась его карьера – он начал танцевать в детском ансамбле. Когда ему исполнилось одиннадцать, он стал брать уроки у бывшей солистки Дягилевского балета Удальцовой. А еще через пять лет его зачислили в труппу Уфимского оперного театра. В театре заметили необычайный талант Рудольфа и отправили его в Ленинградское хореографическое училище. Несмотря на его способности, относились к нему все же скептически: начинать занятия балетом в 16-летнем возрасте поздновато. Да и просто глупо, как многие считали. Но Рудольфу было откровенно наплевать на чужое мнение – даже в те далекие годы то, что думают про него, не имело никакого значения. Главное было – он сам. И он сутками напролет работал над собой. Бесился из-за недостатков в его технике, злился на себя, постоянно закатывал сам себе истерики, в середине репетиции убегал с ревом из зала, затем возвращался и работал, работал и работал над своей техникой. Только так, с упорством и напором, он смог бы попасть в историю. И – смог. После окончания училища Нуриев был зачислен в труппу Театра им. Кирова, ныне Мариинский театр. На протяжении всей его жизни люди, которые его окружали, прощали ему всю вздорность его невыносимого характера. За один только его талант. Солистка Кировского театра Наталья Дудинская пригласила его в партнеры. В то время Наталье Михайловне было 49, Рудольфу всего лишь 19. И все последующие партнерши были намного старше его. Уже в 20 Рудольф стал солистом Кировского театра. А затем пришла и она – слава. С кировской труппой Нуриев гастролировал по всей Европе. Летом 1961 года он выступал в Париже, и люди шли на этот балет только ради него – Рудольфа Нуриева. У него появилось великое множество друзей, одна из них – миллионерша Клара Сенн – сыграла ключевую роль в судьбе танцовщика… Прыжок к свободе: батман …Тем самым летом, когда Рудольф выступал в Париже, из Комитета госбезопасности в ЦК КПСС пришла депеша: мол, Нуриев Рудольф Хамитович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Да еще и дружбу с гомосексуалистами водит. И, несмотря на проведенные с ним профилактические беседы, поведения своего менять не желает. В Москве решение было принято молниеносно – наказать! Не смог великий танцовщик спрятать свою «голубую» сущность от глаз и ушей отечественного госбеза… И во Франции за несколько минут до рейса в Лондон, где должна была проходить вторая часть гастролей, ничего не подозревавшему Рудольфу вручили билет на родину со словами: «Ты должен выступить на правительственном приеме в Кремле». Он понял все и сразу. Как вспоминал сам танцовщик: «Кровь отхлынула от моего лица. Я понял, меня навсегда лишат заграничных гастролей и звания солиста. Мне хотелось покончить с собой…» Все устроила его подруга Клара Сенн. За полтора часа до отлета в Москву она пришла «попрощаться» с великим танцором. Обняв его, она прошептала: «Тебя ждут двое полицейских. Скажи им, что ты хочешь остаться во Франции». Чекист, сопровождавший Рудольфа, заподозрил неладное и попытался оттеснить Нуриева, но – поздно. Рудольф совершил то, что падкая на сенсации бульварная пресса поспешила объявить «прыжком к свободе»: Нуриев приземлился аккурат в руки к двум полицейским. Все. Решение принято. Самый богатый танцовщик всех времен начал свою зарубежную карьеру, имея всего 36 франков в кармане. После бегства в срочном порядке состоялось открытое собрание труппы Кировского театра, на котором артисты были вынуждены заклеймить Рудольфа как «невозвращенца». А в январе следующего года Нуриев был заочно приговорен к семи годам «строгача» с конфискацией имущества. Дороги: Фредди, Эрик, Жан… На Западе Нуриев сменил несколько различных трупп – все хотели заполучить русского гения балета. Начал в труппе маркиза де Кюваса, полгода проработав, уехал в Нью-Йорк к хореографу Джорджу Баланчину, и уже в феврале 1962 года его приняли в Лондонский королевский балет, где Рудольф Нуриев блистал около 15 лет, где его партнершей стала Марго Фонтейн. Она была старше его на 19 лет. В 1964 году Нуриев поставил с ней «Лебединое озеро» – и это выступление стало самым успешным в жизни Рудольфа. Публика безумствовала, «на бис» Рудольф и Марго выходили более 80(!) раз. Рабочим, которые должны были после выступления разбирать декорации, заплатили сверхурочные за то, что так долго ждали... Хотя, быть может, история про рабочих – просто легенда, ведь о знаменитостях еще и не такое сочиняют. Кроме балета, Рудольф снимался в кино: в 1972 году с его участием вышел фильм «Я – танцовщик», а в 1977 году он сыграл в фильме «Валентино». Он постоянно был в работе, он жил в безумном темпе. Днем у него мог быть спектакль в Париже, а на следующее утро – выступление в Лондоне. Гастроли не прекращались ни на минуту – вот она, предопределенность судьбы: дороги, дороги, дороги… Но и – рельсы. От которых не уйти, с которых не сойти – и не переделать свою природу, свою натуру, свое естество. Всегда, всегда он был окружен толпами поклонников, среди которых, правда, в основном были пожилые дамы и юноши. С юношами он публично целовался взасос, объясняя, что это – старинный русский обычай. Нуриев крутил романы с самыми известными «голубыми», среди них были и Фредди Меркьюри, и Элтон Джон, а если верить слухам, то и сам Жан Марэ. Однако самой большой его любовью стал коллега Эрик Брюн – огромный датчанин, танцевавший в «Жизели». Их роман длился до 1986 года, когда Эрик таки умер от СПИДа. Впрочем, другой любовник Рудольфа – солист группы «Queen», Фредди Меркьюри – умер от того же недуга. Финал: последнее фуэте А в 1984 году Нуриев побывал на приеме у молодого врача Мишеля Канези. И тот поставил страшный диагноз, подобный смертному приговору: СПИД. Уже года четыре. Кто заразил его? Да так ли это уже важно… Приговор эскулапа Нуриев воспринял спокойно – он был чрезвычайно богат и думал, что деньги все лечат. На свое лечение тратил 2 миллиона долларов в год. Болезнь «усыпили» до лета 1991 года. Потом необратимый процесс, начавшийся в начале 80-х, продолжил свое смертельное дело – Нуриеву становилось все хуже и хуже. Весной 1992 года началась последняя стадия болезни. Нуриева в то время волновало только одно: он НЕ УСПЕЛ поставить «Ромео и Джульетту». Но болезнь сжалилась над ним – ненадолго ему полегчало, и постановку он все же осуществил. А уже 20 ноября Рудольф лег в парижскую больницу. Лег фактически умирать: он даже есть ничего не мог. Полтора месяца ему вводили питание внутривенно. 6 января 1993 года, накануне православного Рождества, Рудольфа Нуриева не стало. Его поведение называли неистовым, он жил стремительно, всю жизнь он бросал вызов обществу… Но как, однако, меняются времена и нравы: то, что в эпоху Нуриева считалось эпатажем и пощечиной общественному мнению, сейчас едва ли не в порядке вещей. Модно! …И только лекарства от СПИДа так до сих пор и не придумано. И спасение у человечества, наверное, только одно: никогда не вставать на этот путь. Никогда не давать ему увлечь себя в бездну, из которой нет возврата…