Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Аннушка просит крыши

Общество

Оказывается, слово и на самом деле куда долговечнее металла. Булат Окуджава воспел в своей знаменитой песне троллейбус — тот самый, «синий», какие сотнями бегали по Москве, перевозя пассажиров полвека назад. Так вот, в песне тот «троллейбус» продолжает «вершить по бульварам круженье». А вот в реальной действительности машины типа МТБ82Д, когда-то вдохновившие поэта, не уцелели и почти все ушли на переплавку. Я говорю «почти», потому что одно исключение все-таки есть.Мы едва протискиваемся в узких проходах на маленькой площадке с поставленными вплотную друг к другу раритетами, ржавеющими под снегом.— Вот знаменитый вагон типа С довоенной постройки, — заместитель директора Музея городского транспорта Москвы Михаил Егоров подводит нас к старому трамваю. — Именно в нем в фильме «Место встречи изменить нельзя» Владимир Высоцкий–Жеглов поймал с «поличным» вора. Этот же вагон «снимался» и в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева. Такие можно было встретить на улицах Москвы до 1965 года. Они работали на всех трамвайных маршрутах. В 74-м году последние довоенные трамваи были сняты. И никто не подумал сохранить для потомков хотя бы один образец. Наши люди обследовали всю территорию Москвы, но вагонов типа С не обнаружили. Нашли его потом в Коломне, где он использовался как бытовка для охранников автостоянки. Кстати, это первый восстановленный экспонат в музее.Долгие десятилетия никто в столице не задумывался о том, что и городской транспорт — это часть нашей истории, антураж, без которого невозможно представить наши детство, молодость и зрелость… Шесть лет назад энтузиасты общества любителей городского транспорта впервые заинтересовались тем, куда деваются старые машины. И схватились за голову: оказалось, они просто прессуются! При активной помощи Мосгортранса был организован Музей транспорта Москвы, который расположили вначале недалеко от ВДНХ, в трамвайном депо имени Баумана. Музей начал развиваться и приобретать популярность, но в конце 2001 года тот кусок территории, на котором он располагался, срочно «отрезали» от депо под трассу для монорельса. Экспонаты пришлось вывозить днем и ночью. Строители пригрозили: «Не успеете — порежем ваше старье…» Отключили напряжение в контактной сети до вывоза трамвайных вагонов, их потом вытаскивали тягачом….С площадями, как известно, в Москве тоже сложно. Для музея нашли совершенно неприспособленную площадку на территории Трамвайно-ремонтного завода, расположенного на Волочаевской улице. И вот пошел третий год существования без дома и крыши… Несмотря на то, что музей сейчас находится в состоянии хаоса, каждый найдет тут что-то знакомое и близкое для себя. Останавливаюсь у грузовика ЗИС-150.Когда-то и мой отец работал на таком.— Это первый отечественный самосвал, — говорит мне сотрудник музея Олег Воробьев. — В Москве их вообще уже нет. А эта машина уцелела только потому, что использовалась как емкость на одном из дачных участков между Щелковом и Черноголовкой.— У многих такое представление, будто машины старых марок еще где-то ездят по столице, — вновь вступает в разговор Егоров.— И нам говорят иногда: «Чего вы их тут выставляете, таких еще на улицах полно!» А на самом деле их десять, а то и все двадцать лет как переплавили. Так что это заблуждение, а может быть, просто свойство человеческого сознания, которое немного отстает от реальности.На некоторых машинах сохранились старые указатели: «Ждановская — проезд Энтузиастов» — 30-й автобус, «Трубная площадь — улица 8 Марта» — 318-й трамвай, «Сокол — село Павшино — Красногорск»… Буквально каждый экспонат в этом музее сохранился лишь по счастливой случайности. А в нескольких случаях, о которых его сотрудники рассказывают с особой теплотой, машины не попали под «железную пяту» из-за людской сентиментальности, которая, кажется, еще жива.— Первый из поставлявшихся в СССР чехословацких вагонов был марки Т-2, — рассказывает внештатный сотрудник музея Александр Соловей. — И когда их стали списывать, один из тогдашних руководителей трамвайного депо на Шаболовке, Илья Григорьевич Гизатов, не дал пустить под резак все вагоны, отдав распоряжение один сохранить. Дело в том, что начинал он водителем именно на этом вагоне, больно стало человеку… И он оказался прав, потому что сейчас в Москве этот трамвай остался в единственном экземпляре … В музее готовят к реставрации самый старый в России, можно сказать, «древний» трамвайный вагон. Это «Рингхофер», далекий предшественник «Татры». На рельсы он стал еще в 1902 году как пассажирский, в 20-е годы прошлого века, после Гражданской войны был переоборудован в грузовой и проработал до… 1991 года! Он сохранился в депо Красная Пресня — опять-таки пожалели люди «старика», не разрешили «резать» историю по-живому.Среди экспонатов музея — и первый советский электровоз.— А вот первый отечественный паровоз не сохранили, — говорит Михаил Егоров. — Первый тепловоз тоже разрезали на металлолом в 60-е годы на станции Ховрино.Жаль, конечно, но ведь то, что осталось, этот бесценный раритет, мы не имеем возможности содержать в сохранности и порядке. Все надо под крышу, в хорошие условия. Это ведь не частная лавочка, это общенародное достояние… Действительно, в столицах цивилизованных стран музеи такого уровня располагаются в специально оборудованных, удобных для посещения местах. А наша транспортная история гниет на улице. Музею городского транспорта Москвы срочно требуется помощь от правительства столицы.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.