Люди бьются о металл

Общество

Автобусная, трамвайная и троллейбусная сети Москвы — это 9 тысяч километров. Ежегодно в столице перевозится 5 миллиардов пассажиров.Почти население Земли...Будем объективны: то, что наземный транспорт в нынешних условиях справляется с такими объемами перевозок, — само по себе является чудом.Проблем у столичных транспортников — тьма, начиная от изношенности парка и заканчивая кадровой нестабильностью. По заявлению руководителей Мосгортранса, из-за маленькой зарплаты водителями в Москве не хотят работать даже иногородние. А это уже показатель. Чтобы улучшить положение, транспортники вынуждены экспериментировать. Наиболее громкий из последних экспериментов — установка в автобусах турникетов, преграждающих путь «зайцам».[b]ЗЕЛЕНОГРАДСКАЯ «ЛАБОРАТОРИЯ»[/b] Первый эксперимент с металлическими турникетами, как известно, проведен в Зеленограде. И если опять-таки судить по заявлениям «автобусных» начальников, то эта система «прижилась» и даже стала «одним сплошным удобством и плюсом».Ну что ж, еду в Зеленоград. Уже на Речном вокзале, откуда в город-спутник отправляется автобус № 400, заведя речь о турникетах, в ответ слышу лишь недовольство. Приведу лишь некоторые высказывания.— С детьми, с сумками в автобус вообще не пройти, — говорит жительница Зеленограда Нина Малышева. — Трудно приходится и полным людям, не говоря уж об инвалидах.— По городу на работу ехать столько же, сколько от Зеленограда до Москвы, — жалуется рабочая Зеленоградского хлебозавода Марина Барановская. — Хотя всего-то пять остановок.— На остановках мы вынуждены стоять 30, а то и 40 минут, и это только чтобы попасть в автобус, — говорит студентка МИЭТ Светлана Кот.В Зеленограде живут 208 тысяч человек. Очень компактный город с прямыми и широкими улицами. Автобусные остановки хорошо оборудованы.Поражает, что практически все они в отличие от «большой Москвы» очищены ото льда и снега. Места, чтобы пассажирам выстроиться в очередь, на них достаточно. И это, как говорил один известный деятель, хорошо. И даже очень.Потому что при «турникетной» системе «фактор вместимости» остановок оказывается на первом месте. Ведь если разрешено использовать для входа только одну дверь из трех имеющихся, то, естественно, на остановках часто образуются очереди. И бывают они ну очень длинными. И это несмотря на то, что в ожидании загрузки у остановки, как правило, стоят по два автобуса. Целых два! Казалось бы, благодать — чего тут пассажирам жаловаться? Но делото в том, что автобусов «много» не потому, что их на самом деле много. Просто посадка занимает времени на порядок больше, чем до введения «дополнительных удобств».— А представьте, каково в 30-градусный мороз! — возмущается жительница города, педагог Татьяна Петрова.— Впрочем, многие перестали ездить на транспорте. Город небольшой, можно и пешком. Но что москвичи делать будут — не представляю!..— Однажды мы с народом турникет заклинили, — подключается к разговору молодой человек, представившийся «другом людей». — И зажили припеваючи! А что? Неприятно, когда без твоего согласия на тебе эксперименты ставят.Ломать — не строить. И все же, потратив день, проехав по всем городским маршрутам, я из доброй сотни опрошенных услышал положительный отзыв о турникетах лишь от двух человек. Но даже эти двое, узнав, что турникеты скоро распространят по всей Москве, выразились определенно и однозначно: «Что невозможно — то невозможно».[b]ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА [/b]— Турникеты нужны однозначно, — считает директор ГУП «Зеленоградский автокомбинат» Андрей Макшанцев. — Основные цели эксперимента — увеличение сбора, контроль и, самое главное, учет пассажиров. Всего этого мы достигли. Сбор увеличился в два раза. Зарплата водителей увеличилась почти в два раза. Если до эксперимента из 3400 рейсов мы ежедневно не выполняли целую тысячу, то сейчас на линии достаточно машин. То есть не пассажир ждет автобуса, а наоборот. Считаю, что это — достижение новой системы.Тут я должен вставить ремарку.Многие зеленоградцы, несмотря на их прохладное отношение к турникетам, все же считают, что число автобусов в их городе и в самом деле увеличилось. Причем заметно. Связывают они это с возросшими доходами городского автокомбината. Мол, заработали ребята денег и купили новые автобусы для населения.Если бы это было так! Но — нет. Новые автобусы в количестве 90 штук Зеленоградский автокомбинат получил от московского правительства заранее, и именно — под эксперимент! За последние два года автобусный парк здесь вообще не обновлялся. Так что грандиозные доходы, позволяющие покупать автобусы десятками, — иллюзия. Новый транспорт приобретается исключительно на бюджетные деньги, за счет средств налогоплательщиков.[b]КАК БУДЕТ В СТОЛИЦЕ?[/b] Начальник Управления транспорта и связи правительства столицы Александр Беляев утверждал в декабре, что система турникетов поможет «снижению загруженности» и доставит «максимальное удобство гражданам». Но давайте мысленно перенесем «зеленоградский опыт» на Москву. Например, в инструкции у каждого водителя автобуса записано, что к бордюрному камню на остановке он обязан подъезжать вплотную. Указана даже точная величина: 15—20 сантиметров. Но все, кто пользуется в Москве пассажирским транспортом, отлично знают: у нас нормой стали посадка и высадка людей прямо на проезжей части, то есть во втором ряду. Потому что первый заставлен машинами, которые почем зря паркуются и на остановках. А всех нарушителей не «эвакуируешь» — «эвакуаторов» не хватит.Теперь представьте такую картинку: сто человек томятся в очереди на остановке. Подходит автобус или троллейбус, народ кидается к нему, что получается? Свалка. Но это не все.Загрузка идет в пять раз дольше обычного, значит следующий автобус скорее всего будет вынужден стоять, преграждая проезд другим машинам.Что получается? Пробка.Далее. Остановки в Москве занимают, как правило, часть тротуара, по которому идут пешеходы. Где тут пространство для «цивилизованной посадки»? А гости столицы, как с ними быть, проводить предварительный инструктаж? А если дождь, или снег, или гололед, ведь за пределами центра остановки у нас убираются отвратительно, что будет? Не хотел бы я услышать все, что скажут пассажиры в адрес транспортников. Уши жалко.Я бы мог поставить еще несколько десятков вопросов — как, впрочем, любой умеющий логически мыслить человек.— Сегодня себестоимость поездки одного пассажира колеблется от 4 до 5 рублей, — говорит руководитель общественной организации «Москвичи за трамвай» Александр Морозов. — А плата составляет 7 рублей (у водителя — 10). Она и без того велика, насаждение же турникетов по всей Москве может спровоцировать очередное повышение платы за проезд. Систему дополнительного контроля и ограничения входа для пассажиров скажется, как показал эксперимент в Зеленограде, на скорости проезда. Наземный общественный транспорт в Москве будет двигаться почти со скоростью пешехода.Им просто невыгодно будет пользоваться. Не говоря уж о пробках, число которых возрастет в геометрической прогрессии. И это не преувеличение — реальная угроза.Зададимся вопросом: почему именно общественный транспорт привлекает внимание корпораций, желающих отвоевать пространство для своих дорогостоящих проектов? Подумайте, ведь каждый турникет стоит в комплекте ни много ни мало 7,5 тысячи долларов! И его надо «вмонтировать» в каждый автобус, троллейбус и трамвай! И ведь на этом не остановятся. Пассажиры начнут проявлять недовольство, и под «новую систему» срочно понадобится произвести «расширение автобусных дверей».Потом начнут строить возле каждой станции метро «погрузочные терминалы» стоимостью в 20 миллионов рублей! В общем, получается круглая сумма, которую в конечном счете «достанут» из кармана налогоплательщика. И может быть, вскоре бодрый женский голос в троллейбусном салоне вновь радостно оповестит: «Согласно постановлению правительства Москвы стоимость проезда увеличивается до...» Когда-нибудь это случится. Обязательно.Между тем с 1 февраля в Солнцеве на трех автобусных маршрутах появятся металлические турникеты. А через некоторое время — еще на трех. А затем турникетная система, по заявлениям транспортных руководителей, охватит всю столицу.

Google newsGoogle newsGoogle news