20% всех покупок в России совершается в Москве
Суровые нынче отношения сложились между поставщиками товаров, особенно, продуктов питания, и торговыми сетями. Оно и понятно: рубль обесценивается, импортерам необходимо повышать цены, ведь они платят за ввозимые в страну сыры, мясо, шпроты, вино валютой, а продавать все это нужно в целковых. В тоже время ритейлерам (крупные торговые сети) совершенно невыгодно повышать цены. Потребительский спрос и без того падает, поскольку доходы россиян становятся меньше, серьезно растет количество безработных. Продавцы требуют длительных отсрочек платежей за поставленный товар. В общем, на войне, как на войне.Когда мы говорим о засилье импорта в торговых сетях, нужно иметь в виду, что все-таки продукты в столице, по большей части, отечественные. Заграничных разносолов в супер- и гипермаркетах – от 5-8 до 25 процентов.А почему, в таком случае, даже чиновники подчеркивают, что зависимость Москвы от поставок импортного продовольствия доходит по целому ряду продуктов до 70 процентов? Так смотря, что имеется в виду. Вы покупаете импортный хлеб? Нет. Мясо? Посмотрите, говядина и свинина, а также значительная часть курятины на прилавках городских магазинов – российского производства. Другое дело, что колбасы и сосиски производятся, по большей части, из импортного сырья. Вот вам и реальный потенциал подорожания на популярный продукт. Молоко, творог, кефир, в основном, отечественные, среди импорта заметна, разве что недорогая и качественная белорусская продукция. Прибалтийских молочных продуктов всегда было немного, и они никогда не считались дешевыми. А вот сыров наших мало: стало быть, можно ожидать заметного роста цен. Или же, переходите на “Российский” и “Пошехонский”. Овощей так называемого борщевого набора – моркови, картошки, свеклы, капусты хватает и своих, но не до нового урожая. Фруктов российских немного. Вот и считайте.Водка у нас своя, вина – кот наплакал, так в России до сих пор предпочитают беленькую. Чай и кофе, а также какао-бобы на российских березах и липах не растут, таким образом, рост цен неизбежен. Соответственно, должны подорожать и сладости. Странно ведет себя сахар. В начале-середине января, вдруг, оптовая цена сахара выросла в Краснодарском крае – главном производителе этого продукта в стране – аж на 30 процентов. К концу января цены стабилизировались, но как они будут колебаться в течение года? Ведь Россия далеко не полностью удовлетворяет свои потребности в сахаре за счет собственного производства.Целый ряд импортеров продовольствия – к примеру, риса, овощных консервов и некоторых других видов провизии – недавно обратились к торговым сетям с предложением менять цены уже не раз в квартал, как это делалось раньше, а каждые десять дней. Мало того, они хотят переписывать ценники вне очереди и в том случае, если рубль будет падать слишком быстро. Правда, Центробанк обещает в ближайшее время сдерживать рост курса доллара и евро, но пока рынок не слишком доверяет подобным заявлениям.Что же собираются в этих условиях предпринимать владельцы супермаркетов? Заметно сокращать долю дорогих и даже средних по цене продуктов. Не исключено, что просто-напросто уменьшится ассортимент. Продавцы жалуются: мол, сырье падает в цене, а поставщики взвинчивают цены. Но рост стоимости валюты перекрывает сырьевой гандикап. И потом, резко вздорожали кредиты. Вот и накручивают цены оптовики. Так или иначе, но аналитики предрекают рост цен на продовольствие в среднем на 13-20 процентов.Причем волна подорожаний может начаться уже в марте, когда старые запасы иссякнут, а поставки по ранее заключенным контрактам завершатся. В этой связи стоит заметить, что в 2008 году цены на продукты питания в России подросли на 16, 5 процентов. В Москве провизия подорожала на 14, 5 процентов. Вообще, благодаря целому комплексу мер московского правительства, рост цен на продовольствие в столице идет медленнее, чем в целом по России и, в частности, в крупных городах, к примеру, в Санкт – Петербурге. Среди европейских лидеров продовольственного подорожания “отличились” Финляндия, где рост составил 11, 3 процента, Литва – 10, 9 процента. А вот в Германии и Испании продукты в 2008 году стали дороже всего на 2, 5 процента.Продукты продуктами, но действительно высокие темпы роста цен ожидаются на бытовую технику, одежду и обувь, если только заказы на отдельные виды товаров не были произведены еще полгода назад. Действительно, например, в среднем в столичных супермаркетах электронной техники как минимум 75 процентов продаваемого ассортимента – импорт.Вы скажете, что там днем с огнем товаров “made in Russia” не встретишь. Не совсем так. Если поискать, окажется, что, к примеру, определенное количество холодильников, вентиляторов, кондиционеров, даже компьютеров и отдельных видов телевизоров – российской сборки. Но этого явно недостаточно для сдерживания цен, и потом комплектующие-то импортные. Сейчас пока распродаются старые запасы электроники. Однако эксперты прогнозируют рост цен на ЖК – и плазменные телевизоры, музыкальную технику, ноутбуки, причем опять же в феврале – марте, не менее чем на 10-20 процентов. Все это свидетельствует не только о том, что покупать мы будем меньше и дешевле.По окончании финансового кризиса число торговых сетей – как продуктовых, так и реализующих непродовольственные товары, заметно сократится. Зато некоторые из них станут крупнее и конкурентоспособнее. А пока придется затянуть пояса. Не впервой.