Юрий Башмет пополнит ряды олимпийских послов Сочи
[b]Скажи мне, какую музыку ты слушаешь…[/b]По завершении Второго зимнего международного музыкального фестиваля арт-директору Юрию Башмету был вручен диплом о назначении маэстро почетным послом XXII зимних Олимпийских игр. Как признался сам музыкант, у него много званий, но титул посла он получает впервые.Идея превратить олимпийскую столицу России в столицу культурную – высокая и благородная. Но от идеи до ее реализации путь непростой. А тут еще пресловутый финансовый кризис, который резко снизил деловую активность и, надо полагать, заставил изрядно поволноваться устроителей музыкального фестиваля в Сочи.До самого последнего момента, когда уже полностью была отобрана и сформирована программа фестиваля, приглашены музыканты, заказаны билеты на самолет и гостиничные номера, организаторам шли звонки: будет ли? Состоится ли? Не отменили? Тревоги оказались напрасными. Результаты превзошли все ожидания: город неделю жил фестивалем. Об этом свидетельствовали и раскупленные билеты на все концерты, и полные залы, и восторженные аплодисменты зрителей. “Мы давно такого не видели, чтобы была очередь у кассы, а билетов не было, особенно в зимний период”, – удивлялись администраторы Зимнего театра.Организаторы музыкального марафона – созданное чуть больше года назад в Москве “Русское концертное агентство”, – похоже, сами не ожидали такого ажиотажа.Впрочем, классика на то и классика, что во все времена, при любых катаклизмах остается притягательной и интересной. Особенно когда она исполняется первоклассными музыкантами.[b]Чайковского на бис[/b]В этом году музыкальный фестиваль познакомил сочинцев с новыми именами. Молодая сопрано Рамос Мельба, выступающая в крупнейших театрах Европы и США, включая Metropolitan Opera, под единодушное одобрение публики исполнила арии из опер Моцарта. Впервые сочинцы получили возможность насладиться искусством, пожалуй, самого известного болгарского музыканта нашего времени Эмила Табакова. Сонату для виолончели и фортепиано блистательно исполнил наш бывший соотечественник, проживающий ныне в США выдающийся пианист и композитор Игорь Райхельсон.Совершенно невероятный ажиотаж произвел приезд в Сочи тех музыкантов, с которыми сочинцы уже знакомы по прошлогоднему фестивалю, – Ксении Башмет, Алены Баевой… Открытием фестиваля стало выступление санкт-петербургского ансамбля “Терем-квартет”. Великолепная четверка, объехавшая с концертами полмира, выступавшая перед папой римским и принцем Чарльзом, продемонстрировала сочинцам умение любую мелодию исказить до неузнаваемости. Нельзя не упомянуть и о благотворительном концерте для детей Сочи, который дал симфонический оркестр “Новая Россия”, – для многих ребят он стал первым шагом в мир прекрасного.Заключительным концертом фестиваля должен был дирижировать Валерий Гергиев, которого, к сожалению, накануне сразил грипп. Приезда дирижера ждали буквально до последней минуты. Когда стало окончательно ясно, что из-за болезни он не сможет прилететь, за дирижерский пульт встал Юрий Башмет. Оркестр “Новая Россия” под руководством маэстро исполнил Концерт для альта, написанный Альфредом Шнитке специально для Юрия Башмета, и Пятую симфонию Чайковского.Публика – а зал был полон, сидели даже на стульях и в проходах – долго не отпускала музыкантов. Оркестранты на бис повторно сыграли одну из частей симфонии Чайковского.[b]“Солисты Москвы” вдохновенно играли. В керлинг[/b]В мире множество музыкальных фестивалей, и каждый, как отпечатки пальцев, неповторим. В программе сочинского фестиваля, в его стиле, атмосфере, во всем чувствовалась творческая воля, талант и одержимость его артистического директора – Юрия Башмета. При всей широте и многообразии музыкального дарования маэстро, он прежде всего выдающийся альтист, превративший альт в солирующий инструмент. Не случайно музыковеды утверждают, что Башмет сделал для альта столько же, сколько Ростропович для виолончели. Поэтому альтовое направление было представлено в программе фестиваля всесторонне. Это был своего рода бенефис альта. Юрий Башмет с воодушевлением играл и классические, и современные произведения, которые были написаны специально для него.В один из дней фестиваля маэстро успел слетать в Москву, где по инициативе Юрия Башмета и актрисы Чулпан Хаматовой прошел благотворительный концерт “Подари надежду”. Половина сборов от него поступила в фонд “Подари жизнь”, который помогает детям, страдающим онкологическими и гематологическими заболеваниями, другая – в фонд Юрия Башмета, опекающего Дом ребенка № 2 в Сочи.Идея дополнить музыкальные концерты спортивными состязаниями возникла у организаторов давно. Как-никак Сочи – олимпийская столица России. Так в программе фестиваля появились турнир по хоккею, катание на лыжах в Красной Поляне и соревнования по керлингу.– Москва – центр развития российского керлинга, и мы отнеслись к этому предложению очень серьезно, привезли с собой из столицы специальное оборудование, – рассказал корреспонденту “ВМ” президент Федерации керлинга Москвы Юрий Андрианов.В турнире по керлингу принял участие и сам маэстро вместе с музыкантами ансамбля “Солисты Москвы”.Юрий Башмет не на шутку увлекся этой захватывающей игрой, под аплодисменты публики толкал камни, работал щеткой… Вот уж правда: талантливый человек талантлив во всем.Сочинский фестиваль едва закончился, а оргкомитет уже начал подготовку к новому, который будет проходить в 2009 году. Уже и дата известна: с 18 по 22 февраля. На итоговой пресс-конференции Юрий Башмет заявил, что свое участие в нем уже подтвердили дирижер Валерий Гергиев, балерина Ульяна Лопаткина, скрипач Владимир Репин.[i][b]Сочи–Москва[/b][/i][b]Анекдот от Башмета[/b]Украинское радио объявляет: “Вы прослухалы Третью симфонию Брамса, а зараз мы приготовили для вас сюрприз. Мыкола, заиграй! – Нэт, нэ стану! – Мыкола, заиграй! – Нэ буду. – Мыкола, заиграй! – Нэ стану! – Дорогие товарищи, вы прослухалы “Каприз” Мыколы Паганини”.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Когда классика победит попсу?[/i]Степан ОРЛОВ, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я не считаю, что кто-то кого-то должен побеждать. Когда-то то, что мы сейчас называем классикой, было попсой, не важно, в музыке, литературе или кино. Вопрос в том, что считать попсой. Попса – это то, что популярно, в данном случае это популярная музыка. Я уверен, что что-то из нынешней современной музыки потом станет классикой.[/i]