Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Национальной детской литературе надо серьезно помогать

Развлечения

Для того чтобы национальная детская литература стала событием и культуры, и рынка, надо ей серьезно помогать. Как развивать детскую литературу, да еще так, чтобы не придушить от нежности? Каковы инструментальные методы развития не подражательной, а оригинальной, качественной, коммерчески выгодной детской литературы? Существуют ли они? Как их применять? Если наши дети не научатся читать сегодня и не полюбят книги, то для кого мы будем издавать и писать их завтра? Пока взрослые дяди и тети говорят о важных и необходимых действиях, которые надо предпринять, предварительно получив деньги из федерального бюджета, детские писатели тихо и незаметно начали борьбу за будущее нашей литературы. Кого, как не их, будут читать через 5–10 лет будущие Липскеровы и Крусановы, Поляковы и Сорокины? И от того, что мы сегодня сделаем для наших детей, зависит немного немало будущее русской книги и литературы. Появление и беспримерный финансовый успех книг Джоан Роллинг оказали настолько значительное воздействие на рынок детской литературы, что можно всерьез говорить о делении ее истории на периоды «до и после Гарри Поттера». И не только в связи с бессчетным числом подражаний и прямых перепевов (самый характерный пример на российском рынке – Таня Гроттер и ее судебная история). Главным в этой книге-событии стало то, что впервые после долгих лет невнятицы издатели взглянули на качественную детскую литературу как на серьезное коммерческое предприятие, а не на одну только культурную работу, но и как на возможность получения исключительно крупных прибылей. Специалисты по детской литературе считают мифом утверждение, что дети не читают. Впрочем, не верен и миф о том, что ничего сейчас не пишут отечественные детские писатели. Об этом ясно и четко говорит и набирающая обороты литературная детская премия «Заветная мечта». Правда, стоит сразу оговориться, что премия не берет в расчет детей младше 10 лет. И это очень обидно. Ведь формирование личности начинается намного раньше. Будет ли потом читать даже самую интересную и нужную книгу ребенок, которого издатели, писатели, педагоги и родители уже упустили, не обратив внимания на его духовные, эмоциональные и познавательные потребности? К сожалению, главная беда в том, что новых детских авторов мало издают. Если им посчастливится вообще быть изданными. Гораздо проще выпускать раскрученных и не нуждающихся в представлении Сергея Михалкова и Корнея Чуковского. Конечно, в данной ситуации не правы и издатели, и книготорговцы. Но им так проще и спокойнее. И прибыль будет обязательно, и затраты минимальные. Большинство детских литературных критиков, работников библиотек, других специалистов по детской и подростковой литературе отмечают еще одну важную проблему: книги, которые сейчас выходят, очень однообразны в своей массе по содержанию и жанровым направлениям. В основном издаются и пишутся сказки и фэнтези. Хотя надо заметить, что в этих направлениях есть свои признанные мастера, к которым тянутся дети, и чьи книги не залеживаются на полках. Хорошо знаком детям Дмитрий Емец. К счастью, кроме «Тани Гроттер» он пишет и другие книги, где действительно раскрывается его талант детского писателя. И за эти книги его и любят. В один ряд с ним можно поставить Валентина Постникова, продолжившего дело отца в историях о приключениях Карандаша и Самоделкина. Он часто и много встречается с читателями в школах и библиотеках, книжных магазинах, выступает на радио. Однако его творчество не так однозначно. И многие специалисты называют обоих авторов вторичными, портящими вкус детей. К их числу относят и Тамару Крюкову. Однако, на мой взгляд, это неправильно. Они помогают детям полюбить КНИГУ. А за первым шагом последуют и другие, если правильно направить... Но при всей, казалось бы, позитивной доле простой и понятной детям сказочной литературы есть одна очень большая проблема. Как считает один из самых больших знатоков детской литературы в России, литературовед, доктор филологических наук, доцент Московского государственного педагогического университета Ирина Арзамасцева, сказки популярны сегодня потому, что требуют минимум труда и писателя, и издателя, и художника. Лазарь Лагин – автор «Старика Хоттабыча» – говорил, что хороша та сказка, в которой писателю позволено не все. Нельзя ему давать возможность делать за своих героев все полностью и иметь возможность безраздельно управлять и героями книги и читателями. К сожалению, многие детские писатели ориентируются отнюдь не на лучшие образцы отечественной детской классики. Они пишут новые книги, общаясь с юными читателями при помощи некоего подобия детского лепета. Видимо, очень трудно вспоминать с высоты «взрослости» о том, что и они сами, и современные дети не приемлют такого тона общения. Надо писать как и раньше – классическим взрослым языком, но делать это доходчиво. Только тогда дети услышат и поймут, что им хочет сказать и рассказать автор. По мнению специалистов, не хватает в настоящее время российской детской литературе произведений, помогающих детям ориентироваться в окружающем мире. То есть социально ориентированных детских и подростковых книг. Книги, которые были интересны нам, нынешним детям в условиях измененной реальности уже не интересны. Они устарели. Мы-то не успеваем за прогрессом и с удивлением смотрим на вещи, которыми восхищались каких-то 10-15 лет назад. Что же тогда говорить о детях, которые выросли уже в других условиях, которые садясь за компьютер не смотрят на него с недоверием и испугом, как их родители в более зрелом возрасте, а срастаются с ним и говорят на ты с первого шага общения. Хотя и хорошие примеры тоже есть. Так лауреатами малой премии все того же конкурса «Заветная мечта» стали питерская писательница Екатерина Мурашова с повестью «Класс коррекции» и Николай Назаркин с «Изумрудной рыбкой». И книги уже появились на прилавках, хотя купить их не просто, да и рекламы не хватает. Из того, что можно отнести к этому же направлению детской и подростковой литературы, следует отметить хорошо читаемые и легко понимаемые в детской среде рассказы Сергея Седова про мальчика Лешу, трогательную повесть Тамары Крюковой о дружбе «Костя+Ника» (был даже снят фильм по этой книге), автора «С двумя головами через пять миров» Станислава Востокова, сохранившую и взрослость и детскость Марину Москвину («Моя собака любит джаз», «Гений безответной любви»)… Ну и конечно замечательно-хулиганские рассказы и стихи писателя, поэта и учителя Артура Геворгизова. Его рассказы (особенно «Записки выдающегося двоечника») – как и произведения большинства перечисленных авторов - вошли в моментально ставший популярным сборник для детей «Классики» и серию «Город мастеров». Его даже называют современным Даниилом Хармсом. Однако часто и писатели, и пытающиеся их поддержать литературные критики слышат один и тот же ответ от издателей: нет денег на продвижение таких книг, хотя в планы издательств они даже включены. За последние два десятка лет «вымылись» целые жанры. В том числе реалистичная проза и познавательная литература для детей. Это ведь не только многочисленные энциклопедии, которые пишутся и переводятся в избытке, но и научно-художественные книги. А они, к сожалению, очень быстро устаревают. Нельзя же их постоянно переиздавать и жить на готовеньком! Может быть, поэтому стала так заметна – впрочем, как и многие другие книги автора – очень серьезная и вдумчивая, а главное, своевременная книга Валерия Воскобойникова «Все будет в порядке». И поэтому снова переиздается его двухтомник – одна из самых популярных книг в 90-е годы – «Жизнь замечательных детей». Как считают специалисты, сегодня нужен заказ государства писателям на эти востребованные, но совершенно провальные пока жанры. Но при этом сами же говорят: помощи ждать неоткуда. Нужно все делать самим. А подростки считают, что им не хватает такой литературы, где часть поставленных вопросов остается нерешенными. Им не надо все разжевывать как маленьким. Но и не стоит разговаривать на очень сложном языке. Вопросы должны быть немного попроще, облегченнее. Должно оставаться место для собственных размышлений юных читателей. Это и есть та тонкая грань между подростковой и взрослой литературой, которую не всегда удается соблюсти писателям. В мировой практике подростковая литература давно уже живет самостоятельной жизнью и не нуждается в дополнительных подпорках. (Как пример – норвежская литература и ее яркий представитель Юстейн Гордер. Наиболее известны его книги «Мир Софии» и «Апельсиновая девушка».) Есть и обратный процесс – литература для взрослых, которую с удовольствием читают подростки. Но в России сейчас подобной литературы практически нет. Это именно наша российская проблема. Сейчас ребенку постоянно поступает информация: через книги, телевизор, радио, просто общение. И он невольно пытается хотя бы на время отгородиться. И наушники от плееров в ушах – характерный симптом и показательный пример такой защиты. Им не интересны романы XIX века из школьной программы. Подростки теперь зачитываются мистико-фэнтезийной литературой, все чаще обращаются к эротической и политической литературе для взрослых. В этом пока нет трагедии. Просто детская и подростковая литература в принципе лишена даже обсуждения этих тем, которые их, естественно, очень волнуют. Может быть пора обратить внимание и на это, отбросив ненужное ханжество и мнимую стыдливость. Разве лучше будет, если ваш ребенок узнает обо всем из телевизионных программ и второсортных (в лучшем случае) фильмов? Недавний библиотечный опрос родителей дошкольников о чтении показал, что... -95% читающих родителей хотят, чтобы их дети читали, -43% читают своим отпрыскам сами ежедневно, -27% – один раз в неделю. К 7 годам, то есть школьному периоду, уже только 20% родителей считают необходимым практиковать совместное чтение. В школе параллельно с этим возникает предмет «чтение», на котором детей заставляют читать. И чтение из эмоционально привлекательного занятия превращается в учебный предмет, а книга вызывает отвращение и ассоциируется как предмет пыток. 48% родителей дошкольников и 40% родителей школьников назвали чтение «инструментом для решения школьных задач» и не более. Об удовольствии и эмоциях, получаемых от чтения, речь уже не идет. Максимум на что способны в этот период в общей массе родители – покупка энциклопедий и познавательных книг. Просто книги для чтения остаются где-то далеко позади… Эти процессы неуникальны. В Западной Европе все это уже было лет 10–12 назад. Действенным инструментарием является социальная реклама и информированность о новых книгах. Может быть, стоит просто внимательнее присмотреться к тому, что читаем мы сами и что читают наши дети? А иначе, зачем нужны все программы чтения, если завтра книга окажется никому не нужна.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.