Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

«День рождения – в России!»

Развлечения
«День рождения – в России!»

[i]Евгений Евтушенко живет на два дома. В России, в Переделкине, он обычно работает – пишет стихи и свою многотомную «Антологию русской поэзии». В Америке, в Оклахоме, преподает – читает лекции по русской литературе и, будучи кинорежиссером, по русскому и европейскому кино. Время проживания в России и Америке делится у него примерно пополам. Но свой день рождения последние годы поэт встречает на Родине. Возвращается домой он обычно в мае. Я встретилась с ним на даче в Переделкине. За огромным окном рабочего кабинета виднелись сосны, поэт был одет совершенно по-домашнему, и не верилось, что осенью он снова уедет в Америку.[/i][b]– В литературе известна экстравагантная линия поведения поэта: прятаться от поклонников в день своего появления на свет. Такая традиция была заложена Борисом Пастернаком и продолжена его учеником Андреем Вознесенским. Вы, напротив, день рождения отмечаете как поэтический праздник…[/b]– Все началось с того, что еще в 1941 году, во время эвакуации, я пел людям песни на железнодорожной платформе, в поездах – и не только ради куска хлеба. Я люблю людей, общение. Общение – это всегда обещание того, что прежде незнакомые тебе люди станут близкими. Так и в поэзии: я превращал многих слушателей, порой случайных, в своих читателей и любителей поэзии вообще. Шопенгауэр говорил: «Талант попадает в цель, которую все видят, но в которую никто не попадает. А гений бьет в цель, которую никто не видит». Так что я, видимо, не гений, потому что выражал то, что чувствовали другие, но не могли выразить. Люди стали соавторами моих стихов, и без них меня бы не было.На необитаемом острове я бы писал только в том случае, если бы верил в парус на горизонте. Скорее всего, я бы сам выдолбил бревно и поплыл навстречу людям, несмотря на угрозу погибнуть в бурю. Поэты, которые говорят, что их не интересует читатель, или лжецы, или кокетки. Я обожаю читать стихи, не только свои, но и чужие.[b]– Традиция чтения стихов в большой аудитории Политехнического и даже на стадионах появилась во времена хрущевской оттепели…[/b]– Сплошной оттепели в России никогда не было, были маленькие оттепели, сменявшиеся заморозками. Но я и мои друзья-шестидесятники «протаивали» время дыханием своих стихов, читая их многотысячной аудитории на стадионах.Но как таковая традиция отмечать день рождения как поэтический праздник определилась, пожалуй, в год моего пятидесятилетия. Это был 1983 год, время «застоя», хотя до этого «перестроечного» политического лексикона я ввел термин «застойные» времена в своих стихах еще в 70-е. Уже тогда трудно было дышать от ощущения разлада с эпохой.Но в застое происходили и невероятные прорывы. Например, в Ленинграде один рисковый импресарио, несмотря на то что Романов не переносил саму мою фамилию, устроил без афиши дневной, практически подпольный концерт во Дворце спорта на 18 тысяч зрителей! И представьте, начальство стерпело.Таким же прорывом стал мой 50-й день рождения в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве. Там обычно открывают только часть секций, на авторском же вечере, представьте, все трибуны оказались заполнены. Я очень благодарен Чингизу Айтматову, который меня представлял. Ему это было непросто – у него были трудности с микрофоном, но с такой гигантской аудиторией без него нельзя. Тут нужна предельная нервная концентрация с огромным радиусом действия. Когда внутри поэта есть душевная вибрация, она передается слушателям, и тогда хорошо воспринимаются даже интимные стихи, которые можно читать шепотом. Секрет в том, чтобы читать то, что людям необходимо. Поэтический вечер должен быть отражением жизни: в нем должны звучать и резкие гражданские ноты, и самые тонкие нюансы человеческих чувств. Трагические интонации могут соседствовать с юмором. Главное – доверительная простота разговора с аудиторией как с единомышленником. Поэт стремится установить общность с залом, завоевать сердца пришедших на вечер людей, чтобы они почувствовали себя согражданами одной истории и одной планеты. Чтобы осознали, что от них, слушателей, зависит сохранение совести и справедливости.[b]– Известна печальная судьба выставки Владимира Маяковского «20 лет работы», точно сформулированная Андреем Вознесенским: «Никто не пришел на Вашу выставку, Маяковский! Мы бы пришли…» Мне удалось попасть на ваш юбилей в «Олимпийский». Общую атмосферу вечера я помню. Но скажите, что за народ собрался и много ли пришло писательской братии?[/b]– В «Олимпийском» провели социологический опрос. Оказалось, что 60% пришедших на вечер – рабочие. Студентов было немного – жара, лето, видимо, разъехались на каникулы. Остальные, как говорили раньше, из «разночинцев» – служащие и некоторое количество интеллигенции. Из поэтов была только делегация из Испании и жена коллеги-поэта Зоя Богуславская. А вот прозаики пришли – человек 7, помню Юрия Нагибина, Михаила Рощина, критика Льва Аннинского. Тупиковость «доперестроечного» пути тогда мной явственно ощущалась, а может быть, миражи будущих социальных катастроф электризовали воздух…[b]– Евгений Александрович, но вы, помнится, были активным деятелем демократического движения в стране, в частности общества «Мемориал». Каким же образом потом получилось так, что вы все бросили?[/b]– Именно поэтому, из-за этого ощущения тупиковости, я начал искать выход в неком политическом общественном действии, стал сопредседателем общества «Мемориал», вместе с Сахаровым пытаясь помочь идеям перестройки. В бытность народным депутатом СССР я выступал против бессмысленной войны в Афганистане, против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов.В 93-м, после путча, я был избран одним из сопредседателей Союза писателей. Предполагая разделить работу с коллегами, я отказался тогда от всех благ: от зарплаты и от персональной машины с шофером...И вот какая история тут вышла. «Мемориалу» была присуждена во Франции 1-я Премия как лучшей в мире организации по защите прав человека. Из других сопредседателей – Сахаров уже умер, Адамович был смертельно болен, Афанасьев находился за границей, – в общем, кроме меня, некому было получить премию, к тому же Союз писателей являлся одним из учредителей «Мемориала». Когда я вернулся из Парижа, получив из рук госпожи Миттеран почетную премию, то был обвинен коллегами-демократами в использовании общественных денег СП в личных целях! Это потрясло меня. Все происходящее было настолько омерзительно, что я схватился за приглашение в Америку – читать лекции по русской литературе – и уехал из страны.Невозможно было представить, что такие оскорбления могли прозвучать из уст демократов, а не сталинистов. Конечно же, это было продиктовано завистью! Теперь мне ясно, что людей можно делить только по степени порядочности… Так «братья-демократы» сделали со мной то, что не удавалось партийной бюрократии – они «выдавили» меня за границу…[b]– Как физически вы успеваете и преподавать русскую литературу в другой стране, и писать стихи и книги по истории литературы, и романы, и проводить авторские вечера поэзии в день рождения?[/b]– С развалом Союза тяга к поэзии стремительно пошла на убыль. С 90-го по 95-й не было, пожалуй, ни одного крупного поэтического вечера. И вот в 1995 году я решил возобновить традицию больших поэтических вечеров в Политехническом.Я представил в большой аудитории Политехнического свою антологию русской поэзии ХХ века «Строфы века». Это итог моей 20-летней составительской и исследовательской работы. Увесистый фолиант был издан на английском в США в 93-м и на русском в Минске в 95-м. В США труд этот очень высоко оценен и популярен как учебное пособие в университетах, у нас же некоторые поэты были недовольны – кто-то обойден, кто-то не так широко представлен, как хотелось бы, ну, вы понимаете...Так вот, вечер состоялся. Директор Политехнического музея Григорян был в восторге от этого поэтического дня рождения, и у него, и у Хозова, председателя общества «Знание», родилась мысль – сделать такой праздник ежегодным Праздником поэзии.Григорян предложил заключить договор о проведении моих дней рождения в Политехническом музее, сроком – каким бы вы думали? – на 25 лет. Это оказалось не шуткой, хотя мы и посмеялись, но договор заключили. Теперь вот годы отсчитывай! 11 уже миновало... А что касается коллег по перу, то преданные поэзии люди ходят – Андрей Дементьев, например, или Евгений Рейн, Виталий Коротич, Олег Хлебников, Дмитрий Сухарев, Никитины, а в 95-м и 96-м приходил Булат Окуджава, это были последние его публичные появления, в 97-м его не стало.[b]– Я попала на Праздник поэзии в Политехническом в 2002 году. Народу пыталось прорваться великое множество. И хотя вход был строго по билетам, многие совали какие-то удостоверения, пытаясь проникнуть внутрь правдами-неправдами. Зал оказался полон, но во второй половине вечера кто-то покидал зал, посмеиваясь. Появились свободные места. Может, это были недоброжелатели?[/b]– Вы знаете, тут я с вами не могу согласиться. Я выступал в Ангарске, и в зале было 300 человек, но на Спивакове он вообще пустовал! Да, на Шафутинском и Токареве зал просто разламывался, потому что ресторанная музыка и попса отняли у искусства значительную часть молодежи. И тем не менее год от года аудитория молодеет. А что до недругов – они всегда находятся, скептики еще не все перевелись. Может быть, какие-то снобы и уходили, но это же не меняло общей картины, общего настроя зала.Что касается пения и танцев на моем поэтическом вечере, так ведь это был знаменитый ансамбль Покровского. Люди выступили экспромтом, хотели просто поздравить меня. Молодой поэт Рей МакНис – чемпион американского протестного авангарда – прилетел из Америки, чтобы тоже поздравить меня с днем рождения, и я решил дать ему возможность выступить перед русской аудиторией, переводя его стихи. Я обычно провожу поэтические вечера импровизационно, ничего заранее не планирую.[b]– А как вы восприняли свой авторский вечер в Кремлевском дворце? После него вас, кажется, прозвали народным поэтом. Не страшно было?[/b]– Признаться, поначалу – да. Но когда я увидел зал, который встал, приветствуя меня, возникло ощущение того, что время пошло вспять – я снова встретился со своим народом, со своими читателями, и народ мой меня не только помнил, но и, оказывается, любил… Будто 60-е годы XX века переместились в век XXI! И слушатель вдруг помолодел: 70% из них оказались людьми до 25 лет, а людей в зале собралось около 7 тысяч, ну, чем не Лужники 60-х, а? Жива еще любовь к поэзии в России, а значит и России жить…[b]– Евгений Александрович, вы только что вернулись из поездки по нескольким зарубежным странам, как там происходило поэтическое общение с народом?[/b]– Как ни парадоксально, во времена брежневского правления, когда я протестовал в связи с диссидентскими процессами, вторжением в Чехословакию и войной в Афганистане, я получил Государственную премию. А после того, как наступило то, что мы называем демократией, из многочисленных существующих премий я не получил ни одной награды и даже не был выдвинут. Главной премией для меня была верность моих читателей...В этом году произошли события, неожиданные для меня, но – за пределами Родины. В июне в Италии я получил Премию великого итальянского поэта Эудженио Монтале, в Болгарии – Премию выдающегося классика и революционера Христо Ботева. Президент Румынии вручил мне Высшую правительственную награду в области культуры.И еще пришло радостное известие – в одной из моих любимых стран Чили, где я часто бывал и читал стихи вместе с Пабло Нерудой, мне присуждена и скоро будет вручена Высшая правительственная награда – Орден имени освободителя О. Хиггинса.Кроме того, я был очень рад снова побывать на Кубе – на Фестивале поэзии с ретроспективой моих фильмов «Детский сад», «Похороны Сталина» и поэтическими чтениями. Там я выступал на испанском и был счастлив, что, несмотря на 24 года отсутствия на острове, меня там не забыли и встретили как своего.Я убежден, что нельзя быть поэтом, не будучи патриотом своей страны. А в сегодняшнюю эпоху, когда судьбы всех стран так взаимосвязаны, и патриотом всего человечества! Я побывал в 94 странах, читая стихи, но моей самой любимой площадкой остается Политехнический музей, на сцену которого я выйду 18 июля.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.