- Город

Горячая линия

Москвичам напомнили о режиме работы организаций в течение выходной недели

Двадцать семь пациентов доставили в больницу в Коммунарке за сутки

Сергей Собянин открыл Некрасовскую линию метро

«Немцы на грани выживания, их успокаивают русские»: врач из Германии — о ситуации с коронавирусом

Сотрудник Кремля заболел коронавирусом

Развал ЕС, усиление Китая и России: каким будет мировой порядок после коронавируса

Скончался президент Института Пушкина Виталий Костомаров

Вступительные экзамены в российских вузах могут перенести

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Врачи выявили новый симптом коронавируса

Горячая линия

Не так страшен конкурс, как его малюют

[i]Почему сокращаются бюджетные места в вузах? Как попасть на практику за границу? На эти и другие вопросы «горячей линии» ответил читателям «Вечерки» [b]ректор Московского государственного университета сервиса, доктор исторических наук, профессор Александр Федулин[/b][/i]. [b]– Здравствуйте, Александр Алексеевич! Название у вашего вуза какое-то загадочное. Вы не могли бы уточнить, специалистов какого профиля готовит ваш институт?[/b] – В понятии «сервис» нет никакой загадочности. Московский государственный университет сервиса готовит специалистов-практиков, которые будут работать на предприятиях сферы обслуживания: в гостиницах, ресторанах, автомастерских, а также в самых разных компаниях, занимающихся технологическими процессами, – от химчистки до деревообработки. Есть у нас и художественный факультет, который готовит художников-дизайнеров интерьера, одежды и др. Университет осуществляет многоуровневую подготовку кадров для всех сфер индустрии сервиса и туризма. Образовательная деятельность охватывает четыре ступени образования: профессиональную подготовку (рабочие специальности), среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское. [b]– Можно ли получить в университете второе высшее образование?[/b] – Потребность на рынке труда в специалистах сервисных специальностей в последние годы сильно выросла. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке и дополнительному образованию для тех, кто уже имеет среднее специальное или высшее образование. Многие, имеющие одно высшее образование, хотят получить второе, чтобы поднять свой социальный статус. Университет предлагает обучение по 64 программам высшего профессионального образования, в т. ч. по системе экстерната. Также существуют 500-часовые программы, после завершения которых выдается диплом о профессиональной переподготовке, который дает право его обладателю заниматься новым видом профессиональной деятельности. [b]– Почему из года в год сокращается количество бюджетных мест в вузах?[/b] – Сокращение бюджетного финансирования затронуло все вузы. Совсем недавно прошло совещание в Министерстве образования и науки, на котором Андрей Фурсенко ответил на вопросы о перспективах увеличения бюджетных мест в вузах. И им было отмечено, что будет проходить сокращение бюджетных мест по экономическим и юридическим специальностям, потому что в стране существует переизбыток этих кадров. Также в некоторых вузах существуют непрофильные специальности, предположим, радиотехнический университет готовит специалистов по гостиничному хозяйству или туризму. Такая «непрофильность» неправильна. И количество бюджетных мест по этим специальностям должно сокращаться. В то же время будет развиваться финансирование бюджетных мест. Не секрет, что несколько лет тому назад деньги поступали только на стипендии студентов и зарплаты преподавателей. Причем это были очень небольшие деньги. Поэтому вузы вынуждены были за счет привлечения каких-то других источников восполнять недостаток средств. Сейчас наше государство тратит в среднем 8 тысяч рублей на одного студента. Между тем затраты на подготовку хорошего специалиста составляют 35–40 тысяч рублей. А для ряда специальностей и больше. При увеличении бюджетной составляющей этого процесса произойдет, наверное, и качественное улучшение подготовки специалистов. [b]– Я слышала, что и сегодня выпускают большое количество профессионалов, специализирующихся на народных промыслах, – декоративной посуде, украшениях… А насколько популярны эти профессии? Стоит ли их получать?[/b] – Потребность в таких выпускниках существует. Для обучения студентов по этим специальностям у нас есть необходимое лабораторное оборудование. На практических занятиях студенты выезжают в места развития народных промыслов – в Жостово, Федоскино, Гжель и др. [b]– Вопрос глобального характера: в чем, по-вашему, проблема российского сервиса?[/b] – Время, когда «сервис по-русски» имел значение «ненавязчивый», уже прошло, и сейчас он приобретает цивилизованную форму. Хотя проблем у нашего сервиса немало. За последние 2–3 года произошел определенный сдвиг и в деле подготовки кадров сервисных специальностей. Особенно он заметен во взаимоотношениях высшей школы и работодателей. Я внимательно изучал систему подготовки кадров для сервиса и, в частности, туризма, гостиничного хозяйства. В европейских странах идет четырехлетняя подготовка, там занимаются два года теорией и столько же – практикой. В российских вузах не всегда так. Недавно состоялся съезд ректоров страны, где был подписан договор о государственном социальном партнерстве, который может помочь решению проблем взаимодействия вузов с отраслевыми предприятиями-работодателями. Надо добиваться, чтобы образовательные стандарты были приближены к требованиям работодателей. [b]– Я хотела бы поступить в негосударственный вуз. Какой там конкурс, и кто в них поступает вообще?[/b] – К выбору негосударственных вузов надо относиться достаточно ответственно: посмотреть аккредитован он или нет? Когда приходите в приемную комиссию, первое, что нужно увидеть, – это лицензия. А второе – свидетельство об аккредитации вуза. Если есть эти два документа, то после окончания вы получите адекватный государственному диплом. Если же этот вуз неаккредитован, то в лучшем случае вы получите диплом негосударственного образца. А конкурс на вступительных испытаниях в любой вуз зависит от уровня образовательной подготовки и качества выпускаемых специалистов. Существует Ассоциация негосударственных вузов, можете позвонить туда и проконсультироваться. [b]– Существуют ли у вас какие-то программы обмена студентами, чтобы проходить практику за границей?[/b] – Такие программы у нас есть. Причем год от года они все больше и больше развиваются. Я могу назвать конкретные примеры. Те студенты, которые готовятся стать специалистами в области туризма и гостиничного хозяйства, едут в страны массового выезда русскоговорящих туристов в качестве гидов и сотрудников отелей. В рамках Болонского процесса с целью ознакомления с зарубежными моделями образования, распространения передового опыта и предоставления возможности преподавателям и студентам обучаться и проходить стажировки в зарубежных университетах и колледжах МГУС реализует международные программы. Университет сотрудничает с Ассоциацией европейских городов «XARXA Formacio Professional», что дает возможность студентам и аспирантам пройти стажировку в сервисных компаниях и на предприятиях 20 городов стран Евросоюза. Каждую весну мы принимаем группы студентов из Европы, и каждую осень лучшие студенты МГУС уезжают на практику в компании Барселоны, Рима, Берлина, Турина, Женевы и др. Также членство университета в Консорциуме общественных колледжей мирового развития CCID делает возможным организацию обучения и краткосрочных стажировок для студентов и преподавателей в 98 колледжах США, Канады и Европы. [b]– Хочу к вам поступить в этом году. Скажите, пожалуйста, а на какую из специальностей самый низкий конкурс?[/b] – Само понятие «конкурс» достаточно условно. Я просто проиллюстрирую ситуацию: существует 10 бюджетных мест на какую-то специальность. На эти места претендуют 200 человек. Получается, что конкурс 20 человек на место. У вас, допустим, великолепная подготовка по русскому языку, и вы пишете сочинение на «отлично». А многие проваливают первый же экзамен. Так из 200 человек к третьему экзамену может оказаться полтора человека на место… Поэтому не надо бояться конкурсов. У нас на специальности филиала Института туризма и гостеприимства самый высокий первоначальный конкурс на бюджетные места – 25 человек на место, но уже перед третьим экзаменом 2–3 человека на место. Не надо бояться и коммерческого обучения. Тем более что стоимость обучения у нас не такая высокая, как, например, в МГИМО. Сейчас очень много ребят, которые желают получить специальность в области туризма или гостиничного хозяйства. А очень многие идут на информационный сервис. Намечается тенденция к увеличению поступающих на технологические специальности. Большинство рвется в туризм – это путешествия, это праздничный ритм жизни! А на самом деле этот праздник – только вершина айсберга, все будничное находится под водой. [b]СПРАВКА «ВМ»[/b] [i]Московский государственный университет сервиса был образован более 50 лет тому назад. МГУС – это современный крупный вуз России, в его структуру входят 13 факультетов, 16 филиалов и 19 представительств, где обучаются 50 тысяч студентов из Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Преподавательский состав университета насчитывает 2710 человек, из которых 1511 имеют ученую степень или звание, в том числе 280 – степень доктора наук или звание профессора. Университет осуществляет многоуровневую подготовку кадров для всех сфер индустрии сервиса и туризма, образовательная деятельность охватывает четыре ступени образования: профессиональную подготовку (рабочие специальности), среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское. Образовательный процесс ведется по программам: - высшего профессионального образования: бакалавриата, специалитета, магистратуры – 64; - послевузовского образования (аспирантура) – 34; - среднего профессионального образования – 40; - профессиональной подготовки – 63.[/i]

Новости СМИ2

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Александр Лосото 

Заразу-2020 можно победить

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым