За меня болела вся дистанция
[b]Этой ночью на станции метро «Новослободская» прошел конкурс «Московские мастера». До пяти часов утра судьи определяли: кто же достоин звания самой профессиональной работницы среди дежурных по станции?[/b]Почему конкурс проходил именно на «Новослободской»? «Потому что очень красивая!» – объяснили нам организаторы.Тридцать два цветных витража и мозаичное панно «Мир во всем мире» радуют глаз уже более полувека. Самые наблюдательные могут заметить на одном из стекол витражей автограф художника – Павла Корина, который мастер поставил в 1952 году. А может быть, выбор пал на эту станцию еще и потому, что ее строительством впервые в истории метро руководила женщина – Татьяна Федорова. Ведь все участницы сегодняшнего конкурса были представительницами прекрасного пола.А ночью конкурс проходил, чтобы не мешать движению. Но и ночью, несмотря ни на какие конкурсы, работа на станции шла своим чередом.– Днем работать интереснее, – говорит Марина Зайцева, дежурившая на станции в эту ночь. – Но ночью своя романтика: народу мало, вестибюль полупустой, идешь по нему и чувствуешь себя прямо-таки королевой.– Русской женщине к ответственности не привыкать, – говорит одна из участниц конкурса, – она не только коня на скаку, но и поезда на ходу останавливает. Дежурная чувствует себя хозяйкой станции, а поэтому просто не может оставить без внимания грязные двери или мусор на платформе. Остальные работники ей беспрекословно подчиняются, и мужчины тоже. Со мной вот никто не спорит! На конкурсе собрались 11 лучших дежурных по станциям, которые вышли победительницами в соревновании с 200 другими работницами метрополитена.На первым этапе конкурса была теория: нужно ответить на 30 вопросов в течение 45 минут.– Ну что за вопросы-то были? – спрашивают собравшиеся только что «отстрелявшуюся» Татьяну.– Один только и запомнила: в каком году отменили жетон в метрополитене? – отвечает взволнованная конкурсантка.Следующий этап был настоящим представлением. Сначала работницы метро должны были проверить сигнальный фонарь – тот, которым оповещают составы о ремонте на путях или другой нештатной ситуации. Потом достать с путей «брошенный пассажиром» пакет, вызвать милиционера, чтобы проверить, нет ли там взрывчатого вещества. Одна из участниц под взглядами жюри подцепила пакет каким-то агрегатом, составила опись. В пакетике оказались сканворды, томик детективов и алгебра для 11 класса. А кроме того, муляж бомбы, ножик и два удостоверения.Муляж настолько убедительно выглядел, что некоторые участницы конкурса боялись брать его в руки.В жизни подобные испытания случаются, к счастью, редко. А с чем же приходится сталкиваться каждый день? Смена дежурной начинается рано: около пяти утра она проверяет технику и состояние работников – хорошо ли себя чувствуют, в порядке ли форма? Число персонала зависит от класса станции и величины вестибюля. Может быть и 20, и 50 человек. Должна дежурная проверить и работу контролеров. За 12-часовую смену она решает кучу дел. Последние поезда, как правило, проходят часа в два ночи. Интересно было узнать, а как борются с теми, кто любит устроиться на ночевку прямо в вагоне?– У нас в поездах пассажиры на ночлег не остаются, – говорит Татьяна Кирсанова, дежурная на Серпуховско-Тимирязевской дистанции. – Это считается серьезным браком в нашей работе. На каждой станции постовой и дежурная следят за этим, так что «хорошо отдохнувших» граждан они выносят из поезда и отправляют на улицу. Ни одного постороннего человека в поезде не остается.Все трудности на станции – на хрупких плечах дежурной. Наиболее частые случаи – конфликты с контролерами у турникетов. Один забудет удостоверение, у другого карта не работает, а виноват, естественно, кто угодно, только не забывчивый пассажир.А потом приходит жалоба: тридцатилетнего Александра Н. чуть не покалечила пожилая женщина-контролер. При таком раскладе камера наблюдения – неплохое подспорье дежурным: видеозапись, как правило, помогает установить истину.Елена Гараева, занявшая первое место в конкурсе, признается, что приходилось видеть вещи и намного страшнее. Вспоминать об этом она не хочет, так как профессия ей нравится:– Работа не может не нравиться, – говорит Елена. – Десять лет в метро работаю, люблю общаться с пассажирами, коллектив у нас дружный. Задания конкурса были несложные – это наш повседневный труд, ничего особенного. Но теперь иду отдыхать – завтра дежурю в ночную смену.Еще два призера – Анна Буренкова, занявшая второе место, и получившая бронзу Татьяна Кулкина.– На дежурной по станции – огромная ответственность, – отметил Николай Никольский, председатель Дорожного профсоюза. – Победительницы получат денежные призы в 50, 40 и 30 тысяч рублей. Кроме того, еще трое финалисток получат награды от метрополитена.Победительниц ожидает и повышение в классе профессионального мастерства, что увеличит их зарплату на 10 процентов.