Кто выглянул на свет божий
[b]Мечта Ивана Цветаева о создании целого музейного городка постепенно становится явью. Много лет директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова борется за уникальное пространство в центре города, где целый квартал был бы отдан под коллекции музея. Ведь даже не все его сотрудники знают, что хранится в запасниках.[/b]В Галерее искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков, открывшейся сегодня в бывшем здании Музея личных коллекций, теперь вольготно расположилась одна из самых востребованных частей коллекции ГМИИ: импрессионисты и постимпрессионисты.Но не просто, а в историческом контексте. Так, 1-й зал – немецкая живопись XIX века: Фейт, Делинг, Квальо, Гуммель. 2-й просто поражает: поздний Гойя, «Карнавал» и «Женский портрет», Энгр, Делакруа. Целый зал (№ 3) – отдан Коро и барбизонской школе. Весь Коро из собрания ГМИИ наконец выставляется целиком! 4-й зал – французские реалисты: Курбе, Домье, Милле. Свои залы получили участники Парижского салона Жером, Деларош, Изабе.И, конечно, гордость и галереи, и музея, и всей Москвы – живопись импрессионистов. Она и в прежнем здании необычайно притягивала к себе посетителей, но никогда ей не отводились столь обширные экспозиционные площади – несколько залов. «Многие вещи теперь по-новому прочитываются. Это невозможно было бы увидеть в прежнем, общем зале высотой 8 метров», – говорит Ирина Антонова.В новой галерее представлены и другие европейские, а также американские школы. Еще раз подчеркнем: многие картины десятилетиями хранились в запасниках и не видали света божьего.Конечно, практически невосполнимая брешь в коллекции ГМИИ – сюрреалисты, абстрактное искусство, не говоря уже о постмодернистах, то есть вторая половина XX – начало XXI века. Поскольку о приобретении шедевров этих направлений, долго считавшихся в нашей стране бездумной мазней, при нынешних ценах невозможно и мечтать, ГМИИ рассчитывает на сотрудничество с крупнейшими музеями, и переговоры уже ведутся. Предоставить «напрокат» коллекцию на год-полтора своим партнерам – это нормальная мировая практика, форма взаимодействия музеев.Ирина Антонова также хочет вернуть из петербургского Эрмитажа в Москву недостающую часть музейной коллекции импрессионистов. В 1948 году декретом Сталина она была разрознена: «главный искусствовед» называл творчество этих художников формалистическим, буржуазным, вредным для народа. Ирина Александровна называет это преступлением против музея, актом вандализма и намерена добиваться возвращения шедевров на их законное место.[b]На илл.: [i]Коллекция, ранее теснившаяся – да и то не целиком – в пяти залах основного здания ГМИИ им. Пушкина, теперь заняла 26![/b][/i]