Ваша работа - забота службы занятости
В соответствии с федеральным законодательством о занятости населения в этом году осуществлена передача полномочий в области занятости населения органам государственной власти субъектов России, в связи с чем Московская служба занятости стала структурой городской исполнительной власти. Основные направления политики занятости остались практически неизменными, но появилась возможность более тесного взаимодействия со всеми заинтересованными структурами на городском уровне в разработке и реализации мер по трудоустройству населения, обеспечению социальных гарантий и компенсаций при безработице. Какова сейчас ситуация на рынке труда и какие задачи стоят перед городской службой занятости в новых условиях? Сегодня наш собеседник начальник Управления государственной службы занятости населения города Москвы Сергей ДУДНИКОВ. Ситуацию на столичном рынке труда можно признать достаточно благополучной, учитывая снижение зарегистрированной безработицы (за последние годы она сократилась почти на 10 тыс. человек) и наличие обширного городского банка вакансий, содержащего заявки на рабочую силу от московских организаций и предприятий. Как известно, безработица – своего рода лакмусовая бумажка состояния экономики. Если вакантные рабочие места отсутствуют, то какие бы меры государство не предпринимало, безработица будет расти – людям элементарно негде работать. Москва, как динамично развивающийся город с диверсифицированной хозяйственной структурой, обладает обширным экономическим пространством, постоянно готовым вобрать в себя все новые рабочие руки. Об этом свидетельствует развитие реального сектора экономики и малого бизнеса, а также растущая интенсивность миграционных процессов. В нашем банке вакансий постоянно находятся 140–160 тыс. предложений от работодателей, но это далеко не все вакансии в городе. Ведь работодатели обращаются и в негосударственные кадровые агентства, которых в столице уже более 500, и дают свою информацию о рабочих местах в специализированные СМИ. Особенно сейчас популярны различные интернет-сайты по трудоустройству и подбору персонала, которые, по данным нашего последнего социологического опроса, стали наиболее востребованными источниками информации при поиске работы. Наши услуги необходимы москвичам, о чем свидетельствует значительное число обращений граждан и работодателей. Люди знают, что в банке вакансий государственной службы занятости немало приличных мест с хорошей оплатой и условиями труда, поэтому они к нам и приходят. Сейчас Минздравсоцразвитием разработаны административные регламенты по содействию трудоустройству, по социальным выплатам и другим государственным услугам, которым мы скрупулезно следуем. Немаловажно, что обслуживание посетителей бесплатное и исключен какой-либо обман, что зачастую не гарантируют частные агентства. Да и поиск они осуществляют по-другому, когда заключаются договоры с предприятиями, которые оплачивают их услуги, а кандидаты на свободные рабочие места избираются из числа всех обратившихся, то есть не только соискателей работы, но и занятых. Государство обеспечивает гарантии, которые положены гражданам по закону. Право же выбора остается у человека. Чтобы он мог его в полной мере реализовать, нужна развитая современная инфраструктура содействия занятости, которая в настоящее время в столице успешно создается, но и не без трудностей. Что касается эволюции московского рынка труда, то, на мой взгляд, его развитие напрямую связано с реализацией МОТовских рекомендаций, касающихся идеи достойного труда (включающего в себя, помимо достойной оплаты, достойные условия и организацию труда) и полной занятости. Действительно, москвич, который хочет иметь работу, найдет ее непременно. С одним условием: если его предпочтения не совпадают с тем, что предлагает реальный рынок, ему придется немножко себя изменить – либо повысить квалификацию, либо доучиться, а может, и сменить профессию. Ведь в принципе, если отбросить все нюансы, полная занятость предполагает совпадение предлагаемых рабочих мест с потребностями соискателей, обладающих требуемыми профессионально-квалификационными качествами. И по большому счету вектор, определяющий состояние столичного рынка труда, направлен в ее сторону. Но состояние полной занятости не исключает наличия безработных: всегда будут люди, еще не сделавшие выбора, или не готовые приступить к работе. В последнее время контингент обращающихся в Московскую службу занятости становится все более сложным и амбициозным. Для многих мотиватором является не только уровень заработной платы, но и возможность профессионального роста и удовлетворенность трудом. Люди начинают осознавать, что без серьезного уровня подготовки, солидных профессиональных навыков им будет крайне трудно найти подходящую, достойную работу. А значит, на передний план выдвигается задача повышения компетентности как основы конкурентоспособности на рынке труда. В этой связи стоило бы выделить ряд важных моментов. Наверное, настала пора внести уточнения в нормативные или законодательные положения по поводу категорий, которые требуют особого внимания и защиты государства. В когорте участвующих в активных программах занятости следует выделить безработных граждан в так называемую «группу социального риска». Это напрямую связано с проблемой эффективности расходования бюджетных средств, в том числе на их профессиональное образование, которое, как известно, предоставляется бесплатно. Ситуации могут быть совершенно разные. Например, в одной группе учатся вчерашний школьник и человек предпенсионного возраста, молодая мама и квалифицированный рабочий, который попал под сокращение. Естественно, у них разная мотивация к получению дополнительного образования и далеко не все завершают обучение в срок. Надо ли привлекать к ответственности за неполный выпуск? Возможен ли возврат средств в этом случае и с кого? Сплошные вопросы и неясности, а в результате неоднозначные трактовки сложившейся практики. Значит, вышестоящим органам следует четко обозначить свою позицию по данному вопросу, разработать методику расчетов эффективности использования бюджетных средств и взаиморасчетов. В настоящее время на выпуске городской законопроект «О занятости населения в городе Москве», где конкретизированы правовые и организационные основы государственной политики занятости на уровне города, содержится комплекс организационно-технических мероприятий по трудоустройству населения и обеспечению социальных гарантий и компенсаций при безработице. Они предусматривают реализацию принципа адресности в работе службы занятости, ориентированного на категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Установленный на федеральном уровне порядок предоставления социальной поддержки не в полной мере учитывает социально-экономическое положение населения такого мегаполиса, как Москва. Это касается размеров пособия по безработице и стипендий, материальной поддержки участников временных работ и других видов материальной помощи. В связи с чем существующий порядок предлагается дополнить отдельными правовыми нормами, повышающими уровень социальной защищенности безработных граждан, что, несомненно, положительно скажется на общей ситуации на рынке труда.