Притяжение классики
[b]В честь этого события в Зале имени Чайковского состоится грандиозный концерт с участием лучших музыкантов страны и молодых талантов – тех, чья жизнь в искусстве связана с заветными буквами МГАФ: Виктора Третьякова, Тиграна Алиханова, Александра Князева, Юрия Симонова, Дениса Мацуева и, конечно, легендарного квартета имени Бородина.[/b]Мало кого можно вспомнить из великих музыкантов и композиторов, кто не был так или иначе причастен к деятельности МГАФ. Филармония принимала в свои ряды молодых артистов и формировала новые коллективы.Ни в годы войны, ни в драматические 90-е филармония не прекращала работы. Хотя дела шли, казалось бы, хуже некуда: залы были полупусты, и денег катастрофически не хватало. Но филармония выстояла и сегодня переживает новый ренессанс. Увеличилось число абонементов (в этом году их 130, для сравнения в прошлом – 117), программы абонементов стали насыщеннее и выразительнее.Накануне юбилея мы задали известным музыкантам два вопроса: какое место занимает МГАФ в вашей жизни? И какой бы вы хотели видеть Московскую филармонию в будущем?[b]Валентин БЕРЛИНСКИЙ, виолончелист, бессменный участник квартета имени А. П. Бородина:[/b]– Для меня филармония это дом родной. Я в филармонии с 1946 года в составе квартета имени Бородина – именно в этот год наш квартет получил статус коллектива Московской филармонии. С тех пор мой трудовой стаж в Московской филармонии – 60 лет, и в моей трудовой книжке больше нет ни одной записи.Первый филармонический концерт состоялся 10 октября 1946 года – я очень хорошо помню эту дату. Через два или три месяца у нас уже был свой первый филармонический абонемент. Далее я помню авторский концерт Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, где в квинтете с нами играл сам автор, потом концерт, посвященный творчеству Шебалина, который в то время был директором Московской консерватории.А пожелать бы я хотел филармонии денежек, чтобы она имела возможность еще больше поддерживать талантливую молодежь. У нас есть замечательная молодежь – в том числе квартетная.[b]Тихон ХРЕННИКОВ, композитор:[/b]– Филармония была и остается настоящим рассадником музыкальной культуры, центром музыкальной жизни, куда стекались артисты со всего света, откуда выезжали музыканты по всем городам страны. Юбилей филармонии это общий праздник всех музыкантов, артистов – всего музыкального мира! С филармонией у меня особые отношения. Здесь исполнялись мои симфонии, скрипичные концерты, другие произведения. Они звучали в исполнении музыкантов Московской филармонии – в первую очередь Евгения Светланова, гениального дирижера.[b]Тигран АЛИХАНОВ, пианист, ректор Московской консерватории:[/b]– Московская филармония – для меня это центр музыкальной жизни Москвы на протяжении всей моей жизни: с первого дня, когда я впервые посетил концерт филармонии – мне тогда было четыре года, и по сей день. Когда я стал концертирующим музыкантом – после конкурса М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, лауреатом которого меня назвали в 1967 году, – началась моя самостоятельная концертная жизнь в филармонии. Когда я уже стал… немолодым музыкантом, филармония взяла меня на работу. Для меня это очень ценно и приятно…Я очень высоко ценю деятельность филармонии. Были моменты более удачные, были менее удачные. Пожелать же хотелось бы прежде всего в наше время стойкости эстетических принципов, чтобы они не размывались, не поддавались коммерческому влиянию.[b]Виктор ПОПОВ, дирижер, руководитель Большого детского хора:[/b]– Для музыкальной жизни Москвы филармония имеет первостепенное значение. В ней, как в фокусе, отражается вся наша жизнь. Филармония переживала не лучшие времена, но за последнее время она сделала серьезные успехи. Не только лучше продумывается репертуарный план, интересные программы концертов, но и в целом круг программ стал шире.[b]Ирина АРХИПОВА, оперная певица:[/b]– Что для меня значит филармония? Этого за две минуты не скажешь. Эта организация помогла мне лучше раскрыться как артистке, как певице. Ведь Большой театр не делал таких камерных концертов, где певец мог бы под аккомпанемент фортепиано исполнять романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова... А выступаю я в филармонии так давно, что даже трудно вспомнить, как это началось. Я уже была известной певицей, солисткой Большого театра. В филармонии у меня была серия, 20 с лишним концертов, – путешествие по вокальной классике всех композиторов русских: от Глинки и до современных авторов. Это был гигантский цикл, который шел два или три года. Вот сегодня певцы из моего фонда делают концерты по такому же принципу.[b]Георгий ГАРАНЯН, саксофонист:[/b]– В советское время филармония была одной из самых неподвижных, грузных концертных организаций, с которыми трудно было иметь дело. Сейчас филармония подает пример того, как, учитывая все экономические реалии, хорошо организовывать концертную работу. Филармония возрождает гастроли артистов по России, что в наше время равносильно подвигу.Меня судьба свела с филармонией, когда появился мой абонемент «Джаз: тема с вариациями», который идет вот уже почти десять лет в Большом зале консерватории.Кстати, ведь я именно за этот абонемент получил Госпремию.