Лапша в томате
[b]В мощной рекламной атаке уже на старте картины сообщались леденящие подробности того, что такое «консервы» на лагерной фене. Тот, прости господи, кого обычно хавают коллеги по побегу из зоны на первом привале в тайге… Сразу скажем, подобной «гастрономии» в фильме нет.Кто, с кем и за сколько.[/b] Деньги (5,5 миллиона долларов – бюджет картины) нашли продюсеры Юрий Глоцер («БФГ-Медиа»), Надежда Соловьева, родом из шоу-бизнеса (PS TVC) и Леонид Загальский («Endemol Москва»).Сценарий, который в процессе менялся сто раз, написали Олег Егоров и Юрий Перов. За камеру позвали оператора Антона Антонова («Антикиллер-2», «Побег»). Музыку написал Виктор Вологуб («Побег»). Командовал парадом Егор Кончаловский, попросивший журналистов строго не судить его «незамысловатую фантазию». Мы и не будем. Хватит «Побега».«Фигурист» Марат Башаров в картине – принципиальный журналист Игорь Давыдов. Он скрывает от врагов отечества, как и принято в боевиках, диск с информацией, разоблачающей депутатов-генералов. Марата, конечно, жалко – его мочат в фильме все, кому не лень. Но при этом даже синяки, подтеки и кровь струей не портят какого-то удивительно сытого выражения лица артиста… Любовь Толкалина в образе его жены Ольги, девушки без определенных занятий, вроде бы страдает из-за мужниной принципиальности и его зэковского статуса. Тем не менее вполне резво после трех доз виски оказывается в постели друга-предателя генерала Астраханцева (неожиданная работа Александра Галибина).Вообще в этих «играх патриотов» – кто против кого дружит (МВД против ФСБ или СВР) – не разберутся даже сами авторы. «Да не важно это!» – кричат в один голос и актеры. Вот Андрей Смоляков и Алексей Серебряков. Первый вроде полковник, второй киллер. Или наоборот? Главное – заговор с целью подрыва престижа России во всем мире (я не шучу – это реальная фраза из фильма) успешно раскрыт. А такие уроды, как изобретатель золотых «консервов» и зубных протезов начальник прииска «Душевный», которого смачно сыграл Сергей Векслер, получили по заслугам .Еще одна актерская удача – Сергей Шакуров в роли вора в законе Фомы. За его лаконизмом во всем – судьба, биография. Большего бы в этой роли не сделал и Марлон Брандо – впрочем, сдается, такой сценарий Брандо никто и не осмелился бы предложить.[b]Как.[/b] В отличие от своего отца, Кончаловский-младший не создан для того, чтобы удивлять. Такая мысль возникает после просмотра картины.Снятой, как и ожидалось, в бешеном ритме, клиповой стилистике, когда-то захватившей в «Антикиллере». С труднообъяснимыми изгибами сюжета – вроде прохода героев через Кольскую (!) скалу аккурат на вечеринку-дискотеку, где девушки с черными синяками под глазами заботливо угощают мухоморами. Так и мнится за этой сценой заботливый продюсерский перст: а ну-ка вставь-ка, Егор, конкретной крутизны для тинейджеров. Чтоб повалили сами и друзьям рассказали про грибы. Ну и, конечно, с бесконечным Product Placement – вроде «Рамблер-Планета» и т. п.[b]Про что.[/b] Ну уж, конечно, не про зэковские войны. Хотя эпизод, когда «воры» идут на «ссученных», в картине снят обстоятельно, подробно. Авторы говорят, что шли тут за правдой жизни – такая война случилась реально в одной из советских колоний. Забавно, не правда ли? Просто тема для комикса (а именно так Кончаловский определяет жанр своей картины). И уж не про любовь-морковь: десять граммов любви и предательства для душевности погоды не делают.Все банально до оскомины. В 701-й раз – про секретные службы, негодяев-депутатов-генералов и их холуев. Про то, что судьба страны почему-то всегда прячется в какой-то флэшке или диске, вокруг которого хлещут кровавые реки. Про то, как полезно двигаться. Бежать. Делать «экшн» – кино, которое лучше всего окупается. Про хроническую болезнь наших режиссеров – патологическое отсутствие чувства юмора и самокритичности. Этот набор штампов и банальностей в голливудском варианте был бы разбавлен соленым юмором. Но Кончаловский и юмор – вещи, в принципе, несовместимые.[b]Зачем?[/b] Очень просто. Напомнить нам, что мы живем в «стране негодяев». Что кровь у нас красного цвета. Что все в жизни решают мужики – даже если они монстры и уроды. Что двигаться в ритме боевика очень правильно и полезно – тогда получается коммерчески оправданный продукт. Типа лапши в томате.