Пушкин – наша идеология
[b]– Евгений Анатольевич, чем вы можете помочь этой партии?[/b] – Что такое партия «Единая Россия»? По моему мнению, сегодня — это правящая партия. А что такое музей? Это организация, которая полностью зависит от власти. Потому что такие учреждения в системе государственных структур без реальной помощи властей жить и развиваться не могут.[b]– Тем более музей А. С. Пушкина – музей государственный.[/b]– И не только наш музей. А все музеи сегодня живут на государственном бюджете. И сохранять наше культурное наследие – это очень непростая задача, требующая колоссального количества государственных средств. Партия «Единая Россия» в курсе всех наших проблем. В первую очередь, это связано с переходом на новую административно-правовую форму деятельности, Закон 174 ФЗ. Именно он и представляет наибольшую опасность сегодня. Поскольку в этих новых административно-правовых условиях нам станет сложнее сохранять культурные ценности, культурное наследие, которым мы занимаемся.[b]– Почему?[/b]– Могу сказать – внимательно прочитайте этот документ. Самое серьезное, что произойдет в результате перехода бюджетных государственных учреждений культуры на новые правила, в нашем случае музеев, так это то, что учредитель – кем бы он ни был – Министерством культуры и массовых коммуникаций, правительством субъекта Федерации, – практически снимает с себя ответственность за состояние этого бюджетного учреждения. Что может быть серьезнее? Так вот, возвращаясь к теме сотрудничества с партией «Единая Россия», могу сказать следующее. Благодаря ее членам, активистам «Единой России», которых нам, Союзу музеев России, удалось убедить, многие параграфы, отдельные формулировки еще проекта закона были изменены. И сейчас в законе есть хотя бы некоторые гарантии, обязательства власти перед музеями.Вторая проблема, которая естественным образом возникнет в связи с выходом этого закона, – это организация так называемых наблюдательных советов. Именно они и станут определять политику, идеологию музеев. Я уже не говорю о бюджете. Чей голос будет самым влиятельным в наблюдательном совете? Это важнейший вопрос, который нас, музейных работников, особенно волнует. Совершенно естественно, что если наша ведущая политическая партия станет непосредственно заниматься и глубоко вникать в проблемы всех российских музеев, то мы сможем сохранить и наше культурное наследие, и выйти с минимальными потерями.[b]– Среди членов Союза музеев России есть активные сторонники партии «Единая Россия»?[/b]– Конечно, есть. Но суть-то не в этом. Я ведь имею в виду масштаб государственной задачи сохранения наших богатейших культурных фондов. Ведь во все времена вопросы выживания музеев были острейшими. Например, если мы вспомним тот же семнадцатый год, когда в России поменялась власть. Лучшие отечественные искусствоведы, люди, которые хранили музейное достояние до революции, в первую очередь и стали сотрудничать с новой властью, прекрасно понимая, если бы возник конфликт, от того самого культурного достояния нации мало бы что осталось. И вот вам, пожалуйста, результат – те национальные организации, движения, общества, фонды, которые не нашли в тот период с новой властью общего языка, понесли колоссальные потери. Они попросту прекратили свое существование. Тем самым была прервана связь времен. И только сейчас мы капля за каплей начинаем что-то возрождать. Во имя чего мы это делаем? Во имя будущего нашей страны. Потому что Россия как государство без культурного наследия, как и любая другая страна, не сможет существовать.[b]– А идеология Государственного музея А. С. Пушкина станет идеологией правящей партии?[/b]– Ну, во-первых, этого от нас никто не требует и, думаю, не потребует. К тому же у нас есть своя идеология. Наша идеология – это Пушкин. И Пушкин будет на все времена. Потому что, как сказал Давид Самойлов: [i]«Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу…»[/i]Вы можете себе представить Россию без Пушкина? Я думаю, если мы сегодня с вами выйдем на улицу и зададим любому человеку тот же вопрос, ответ будет однозначным: Россию без Пушкина представить невозможно. Забудут Пушкина – не станет России. Поэтому наша идеология это Пушкин. И, сохраняя память о Пушкине, мы совершенно естественно сохраняем нашу государственность, нашу Россию, наш язык, нашу литературу и культуру. Иначе быть не может.[b]– Скажите, пожалуйста, вы будете привлекать избирателей на сторону правящей партии благодаря своей музейной деятельности?[/b]– Вы знаете, так вопрос не стоял. Во всех взаимоотношениях, которые складывались с партией «Единая Россия» в течение трех лет, не было даже попыток поставить перед нами такую конкретную задачу. Дескать, будьте добры, выйдите к людям и что-то скажите в поддержку нашей партии. Не знаю, впереди у нас горячая пора – выборы в Государственную думу, выборы президента. Может быть, что-то такое и произойдет. Я не могу на этот счет делать какие-то прогнозы. Но до последнего времени, и даже перед предыдущими выборами, которые были около трех лет назад, каких-то пропагандистских задач перед деятелями культуры, я говорю сейчас о музейщиках, партия «Единая Россия» не ставила.Достаточно часто меня приглашают на заседания единороссов. Стараюсь, по мере возможности, в них принимать участие. Потому что чрезвычайно важно знать, что происходит в нашей правящей партии. И важно рассказывать своевременно о наших проблемах. Для того чтобы эта ведущая политическая сила знала, что и как нужно сегодня сохранять для будущего страны.[b]– Евгений Анатольевич, в момент образования музея сколькими экспонатами он обладал?[/b]– Ни единым. За пятьдесят лет наш музей собрал около 200 тысяч единиц хранения. И это своеобразный музейный подвиг тех людей, которые работали здесь все полвека. Ведь двадцать-тридцать лет назад мы комплексовали по поводу своего места в семье пушкинских музеев России.И на то были причины. К 100-летию гибели Пушкина в 1937 году в Историческом музее была организована Всесоюзная пушкинская выставка, грандиозная по масштабам. Предполагалось сталинским волюнтаристским решением все предметы, которые собрали из десятков музейных и частных собраний, после окончания работы выставки сдать во Всесоюзный музей Пушкина. Но в эти планы вмешалась война. А затем поэту, чьей родиной была Москва, не нашлось места в столице. Место нашли питерцы. И все экспонаты поехали в послеблокадный Ленинград, где во флигеле Александровского дворца обрели краткое пристанище. Затем жилище новому музею предоставил один из корпусов Эрмитажа. А вскоре он обрел постоянное место жительства. И стал известнейшим музеем великого поэта. На 2 и 3-м этажах дома Александра Сергеевича, дома на набережной реки Мойки, и находится самая прекрасная экспозиция. В основе ее – уникальные материалы того самого первого пушкинского «сбора». Думаю, люди, принесшие тогда семейные святыни в Исторический музей Москвы, были отделены от Александра Сергеевича одним рукопожатием. И тем не менее судьба нашего музея тоже сложилась счастливо. Потому что мы смогли объяснить людям, как важны молодому московскому Пушкинскому музею материалы. И люди откликнулись.«И на нас, – как говорил первый директор музея Алексей Зиновьевич Крейн, – полился золотой дождь даров». И сегодня, в какой бы зал вы ни вошли, везде вас восхитят реликвии. Безусловно, они отличаются от тех вещей, которые находятся во Всероссийском музее Пушкина. Но эта наша, московская пушкиниана. Со своей историей. И мы бесконечно гордимся ею.[b]– Евгений Анатольевич, железная дорога тоже имеет отношение к Пушкиным, поскольку старший сын Александра Сергеевича – Григорий Александрович – был женат на племяннице Павла Петровича Мельникова. В музее есть вещи, принадлежащие этой ветви Пушкиных?[/b]– Чрезвычайно много, поскольку эта одна из главных тем нашего музея. Среди личных вещей Григория Александровича – подносное оружие, сабля времен балканской кампании. После смерти Григория Григорьевича Пушкина, последнего потомка, носящего эту фамилию, его родственники принесли уникальные материалы, среди них часы с подписями лицеистов Александровского лицея. Ведь известно, что внук Александра Сергеевича по линии Григория Александровича был выпускником этого учебного заведения.[b]– Вы умеете удивлять требовательную московскую публику удивительными экспонатами. Последние – дуэльные пистолеты с Черной речки.[/b]– Они российские «старожилы». Пистолеты эти уже приезжали к нам в 1989 году, когда Миттеран решил сделать жест доброй воли. Он даже предполагал передать их России. Но тогда президента «поправили» французские юристы, поскольку он не имел права распоряжаться муниципальной собственностью. Пистолеты вернулись в музей почты города Амбуаза. Однако по пути они «заехали» на Мойку. Там состоялась выставка. Но, увы, культурным событием она так и не стала.Сейчас наступило время «второго пришествия» пистолетов уже для нас. Конечно, было непросто привести их для экспонирования. Причем мы подгадали под юбилейную дату роковой дуэли Пушкина. На сей раз оружие «выстрелило»! Московская выставка стала настоящей сенсацией, и до сих пор именно на эту выставку к нам идут тысячи человек.[b]– У москвичей достаточно мест, связанных с Александром Сергеевичем. А вот на Разгуляе их сразу два. В первую очередь, Елоховский собор…[/b]– К сожалению, он перестроен. И здания храма, где крестили младенца Александра, не сохранилось.[b]– Но для нас все равно он связан с именем Пушкина. И второе место – дом на Старой Басманной.[/b]– Это главный дом-усадьба Кетчеров, который достаточно долго снимал Василий Львович Пушкин. Здесь в ближайшее время начнется реставрация. И я надеюсь, что это произойдет летом, поскольку сейчас нет никаких причин, которые затормозили бы процесс. К сожалению, на оформление документов по переводу дома из федеральной собственности в городскую ушло много времени.Сейчас у нас завершается этап подготовки проекта реставрации. Уже ждут своего часа отреставрированные экспонаты для выставки, посвященной новому музею, который откроется на Старой Басманной. Предположительная дата – конец нынешнего года.