Ночь музеев прошла с аншлагом
[b]Ночная экскурсия в Доме-музее Высоцкого началась еще при свете дня. Что ж поделать, световой день уже слишком длинный, поэтому обещанного представления в темноте пришлось еще подождать.В Музее Высоцкого не хватило стульев[/b]А обещано в этот день гостям было очень много. Помимо экспозиции, в концертном зале музея готовился один из лучших спектаклей о Высоцком – «Райские яблоки» и документальный фильм с малоизвестными подробностями из жизни поэта.К восьми часам в небольшом фойе музея уже толпился народ. Бесплатно отдохнуть и просветиться пришла в основном прогрессивная молодежь. Надо сказать, что обилие юношей и девушек в рваных джинсах и с африканскими косичками немало удивило сотрудников музея.– Вы знаете, мы немного боялись, что люди проигнорируют даже столь необычную экспозицию, – сказали музейные работники. – А тут – целая толпа пришла! Да еще и молодых людей, которые, как известно, музеи не очень жалуют. Это так приятно.Пообщавшись с молодежью, я выяснила, что большинство ребят – студенты театральных вузов и пришли сюда набирать знаний к очередному экзамену. Однако, как убедили меня будущие актеры, «силком на Таганку их никто не тащил».– Да, конечно, нам преподаватель порекомендовал сходить сюда, – сказали мне молодые люди. – Однако пришли те, кто, действительно обожает творчество Высоцкого.Выяснилось также, что к творчеству великого барда неравнодушны и те, кто обычно отдает предпочтение ночным клубам.– Я сюда пришла просто отдохнуть, – сказала мне барышня в коктейльном платье с шокирующим декольте. – Обычно мы с мужем в клубы ходим, а тут для разнообразия пришли в музей. Это, честно говоря, была его идея. Поэтому я даже и не знала, куда мы идем. Но ничего, я не разочарована.После осмотра экспозиции, где музейный гид еще раз подчеркнула, что «в музеи надо ходить не только по праздникам, но и в обычные дни», гости двинулись на самое интересное действо, ради которого большинство из них и пришло – на спектакль «Райские яблоки». Вот здесь начались первые непредусмотренные проблемы. К десяти часам посетителей в музее увеличилось почти вдвое. Здание просто окружили невесть откуда прибывшие машины, среди которых было немало дорогих иномарок.Из них, в противовес небрежно одетым молодым людям, выходили элегантные яппи в дорогих классических костюмах. Теперь уже, глядя на толпу гостей, казалось, что публика собралась самая элитная. Откуда-то доносился даже четкий испанский.Крохотный концертный зал просто не смог вместить всех желающих. Для гостей стали в спешном порядке искать дополнительные стулья. Благо, что молодежь без обид устроилась прямо в проходах.– Простите, гостей оказалось больше, чем мы ожидали, – в сотый раз извинилось перед собравшимися руководство музея.Происходящее на сцене вмиг заставило людей забыть обо всех неудобствах. В полумраке красивая женщина грустным голосом рассказывала о жизни актера и поэта. Вот – начало его пути, где он пишет свои первые песни, вот – слава и всенародная любовь, вот – зависть и травля, вот – смерть. После каждого короткого диалога звучит песня.В конце спектакля зал взрывается аплодисментами. Разношерстная публика в восторге.– Видимо, большинство из вас впервые смотрит этот спектакль, – сказал со сцены режиссер Рашид Тугушев. – А ведь он идет у нас уже очень давно, а люди понятия об этом не имеют, поскольку не ходят в музеи.Несмотря на то что после окончания спектакля время приближалось к полуночи, посетители покидать музей не спешили.Оставшись на фильм, многие посетители забыли даже, что общественный транспорт скоро прекратит работу (не все все-таки были на машинах). Однако «менять Высоцкого на лишний час сна», как выразился один из гостей, – просто преступление. Поэтому ночь в Музее Высоцкого плавно переросла для многих в ночную прогулку по любимому району Высоцкого – Таганке. По ней люди шли, напевая песни барда. Из этого можно сделать вывод, что ночь в музее удалась.[b]Посетители попали в новое измерениеДом Бурганова в Большом Афанасьевском переулке встретил меня запертой серой дверью.[/b]Минутное недоумение не успело смениться тревогой: мимо меня уверенно прошагала компания также в поисках обхода. Мы миновали решетку, за которой виднелась территория музея с замершими скульптурами и прогуливающимися счастливчиками, еще одну запертую дверь, охранника в арке, который устало махнул нам – «Дальше!»…Вход – упасть некуда не только яблоку, но даже сливе. Узенькая проходная; билетер предлагает купить программку. Мой взгляд упирается в пачку неоторванных билетов; подняв глаза, замечаю смущенную улыбку администратора. «Не успеваем обилечивать…» – с едва заметной гордостью пояснил он.Едва ступив на территорию дома Бурганова, перестаешь называть его «музеем». Даже в мыслях. Бронзовые и гипсовые фигуры стоят хаотично, вперемежку с посетителями; некоторые из них забрались на балконы соседних зданий, скульптурами полны ниши и помосты. Площадка под открытым небом – лишь часть Дома, пространство которого, кажется, выходит за рамки трехмерного. Или просто все, что встречалось до сих пор, было плоским? Под стеклом центральной пирамиды можно разглядеть зрителей: они любуются собранием японской гравюры, выставленным в подземном зале. Снаружи пирамиду венчает клетка, в которой то ли борются, то ли обнимаются два бронзовых коня натуральной величины. Чтобы попасть в новое измерение, нужно пройти через стену напротив входа: арка на уровне второго этажа пропускает посетителей в комнаты, выстроившиеся причудливым зигзагом.В каждом закоулке Дома – люди. На первый взгляд кажется, что их немного: так теряются они среди скульптур и необыкновенных поворотов стен. Но уже спустя пару минут их число поражает.Тихо переговариваются сотрудники музея: «Ну как их сосчитать?! Еще до девяти полторы тысячи прошло, сейчас, наверное, еще столько же…» В изломанное задумкой художника пространство льется классическая саксофонная мелодия – сначала в записи, чуть позже – в исполнении лауреата международных конкурсов Вероники Кожуховой.К половине одиннадцатого посетителей становится меньше. Часть ушла, многие – сели на бордюр и скрылись с глаз за громадными скульптурами: неторопливая музыка настраивает на созерцательный и задумчивый лад. Согласно программке световое шоу должно было начаться еще час назад, но небо и не думает темнеть. В ожидании представления разговорилась с дочерью Бурганова Марией Александровной. Доктор искусствоведения, заслуженный художник России, о Доме она говорит сдержанно и в то же время очень увлекательно.«Этот музей – для индивидуальных экскурсий. Честно говоря, мы не ожидали такого наплыва гостей… Обычно мы показываем наш дом, общаемся с посетителями, но сейчас такие интеллектуальные диалоги просто невозможны. Остается надеяться, что многие из тех, кто пришел сюда сегодня, вернутся в обычный день и осмотрят экспозицию более внимательно.Да, коллекция немного странная – архитектура сочетается со скульптурой, античный балет с огненным шоу и мелодиями саксофона, скульптура Александра Николаевича с японской графикой. Однако это и есть тот мир, который он создал. Все присутствующие – его друзья, которые вместе заполняют эту чудесную, запутанную территорию искусства» Время бежит незаметно. Сыграны сцены из балета; так и не дождавшись темноты, изрыгнула пламя скульптура бульдога; зрители разбредаются по домам. Но Дом Бурганова не затихнет еще долго: последние посетители гладят улыбающуюся морду Пегаса, пытаются разглядеть в наступающих сумерках угловатого горбуна. Когда наступит ночь, дольше всех будут видны руки – громадное коромысло с ладонями на концах будет светиться, пытаясь обнять всех, кто приходил или еще придет в гости к семье Бургановых.[b]Струны лопнули, зрители восторгалисьВ Музее современного искусства посетителей ждало много сюрпризов.[/b]Только подойдя к воротам, все просто ахали от впечатляющего зрелища: весь двор был увешан белыми простынями. Неровно висели они на бельевых веревках и над головами, и между всеми скульптурами, что находятся прямо под открытым небом. Такое впечатление, что ты очутился в старом московском дворике со всеми его дружными соседями, общими кошками и вездесущей ребятней.– Мы этого и добивались. Такая своего рода инсталляция утраченных традиций, – призналась Татьяна Багаева, заместитель начальника отдела научной популяризации искусства.Любители искусства разбрелись по залам музея, с удовольствием разглядывая работы Дали, Пиросмани, Коровина, Шагала, Филонова, Церетели. А смотрители зорко следили, чтобы они, не дай бог, не вздумали уникальные экспонаты потрогать руками.В пять вечера в одном из залов открылась новая выставка «KAD – 155,3 км». Это проект Школы современного искусства «Свободные мастерские» с очень близкими всем молодым людям проблемами непонимания и одиночества. В шесть начался спектакль «Посвящение К. С. Малевичу», который подготовил «Тотальный театр Вячеслава Колейчука». Зрители пришли в восторг от фрагментов мультимедийного проекта «Птицы сна». Это было настоящее погружение в сон. Череда странных видений на огромном экране, удивительных звуков, причудливых узоров, древних знаков и аутентичных песен сочеталась с хаотичными линиями, движениями птиц-теней, словно пролетающих над тобой. В семь выступил художник-шестидесятник и известный бард Евгений Бачурин.Правда, его выступление пришлось немного задержать – вдруг порвались струны. Но вся публика терпеливо ждала, за что и была вознаграждена отличными песнями исполнителя.Концерт получился таким славным, что мог бы продлиться еще не один час. Однако работники музея попросили все же закругляться, ведь зал нужно было еще подготовить для главного представления – медиабалета по мотивам «Божественной комедии» Данте «Попади в рай!» композитора Ираиды Юсуповой и художника Александра Долгина.Начался он ровно в одиннадцать и, к сожалению, тоже не обошелся без технических неполадок. Прямо на середине действа пропал звук – перегорел предохранитель. Пока искали другие колонки, из переполненного зала все же ушла часть зрителей. Дышать стало легче, и вот балет продолжился. Вернее, начался заново.Опять на экране появился видеоряд из собранных и обработанных иллюстраций художников, писавших картины по мотивам произведения великого итальянца. Раздались звуки флейты, арфы и лиры в исполнении ансамбля старинной музыки LaStravaganza. Сопрано Ольги Гречко на итальянском в особой барочной манере просто околдовывал. Постепенно свет погасал, и в центре зала под лучом лишь одного софита оказались четыре фигуры танцовщиков.После такой порции современного искусства зрители расходились в полном молчании. А безумно уставшие смотрители музея (все-таки уже час ночи!) провожали последних гостей.Кстати, за этот день в музее побывали 2735 человек, а обычно в будни посетителей не бывает больше двухсот.