Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Царицыно не видел, но протестую...

Общество
Царицыно не видел, но протестую...

[b]Обновленный архитектурно-парковый ансамбль «Царицыно» еще только ждет своей премьеры, но продвинутая архитектурная общественность уже заблаговременно заклеймила все усилия властей, заявив, что Лужков так и норовит сделать из памятников истории и архитектуры современные муляжи и новоделы…Поговорим о вечном…[/b]Москва, конечно, Третий Рим, но, казалось бы, при чем тут Колизей, вокруг которого современные историки ведут напряженные споры. Некоторые считают его вообще средневековым новоделом.Но для нашей интеллигенции римский цирк – немеркнущий символ. Как только столичные власти заявляют о своем намерении спасти очередной гибнущий от ветхости архитектурный памятник, прогрессивная общественность оживляется и тут же ссылается на Колизей: вот, мол, полюбуйтесь, в цивилизованной Европе с таких памятников пылинки сдувают, а у нас в Москве местные власти с изощренным коварством под нож пустить норовят – и все ради «золотого тельца». Например, в последнее время стало модно сравнивать с Колизеем то же Царицыно, к капитальной реставрации которого власти приступили более года назад.Удивительно, но до сего времени в спор с этой прогрессивной архитектурной общественностью вступать никто не решался. Очевидно, смущало глубокое погружение в предмет, а также импонировала их озабоченность архитектурным обликом города. Дело-то вроде правое – о внешнем облике Златоглавой заботятся. Но как? Обсуждать истинную или ложную судьбу Колизея оставим историкам. Между тем те же новоделы на месте старых памятников истории и архитектуры встречаются в Европе чуть ли не на каждом шагу.Взять ту же Варшаву, которую немцы во время августовского восстания 1944 года превратили в кровавую котлету. По воспоминаниям польского генерала Бур-Комаровского, оккупанты тогда планомерно уничтожали квартал за кварталом старинного города, и в результате Варшава стала городом-призраком. Поляки об этом не очень любят вспоминать, но «город-призрак» они по старым чертежам восстанавливали не один десяток лет – все эти пышные костелы, музеи, дворцы и особняки. Так что нынешняя столица Польши – это даже не комплекс зданий-новоделов, а целый город-новодел.Варшава была не единственным городом, разрушенным дотла. Немцы сами получили свое по полной программе уже в 1945 году – на этот раз в Дрездене. В результате ковровых бомбардировок в город-призрак превратился уже Дрезден. Говорят, даже Черчилль во время просмотра документальных кадров разрушенного города (а именно он был инициатором бомбардировок) не мог сдержать эмоций: «А не слишком ли мы переборщили с Дрезденом?»После войны немцы пошли по пути поляков и заявили на весь мир, что восстановят город во что бы то ни стало, и именно в первозданном виде. Слово свое сдержали. Через несколько лет Дрезден был полностью восстановлен по старым архитектурным лекалам.И это не только европейская практика. Японцы, например, вообще без всяких внешних потрясений и бомбардировок каждые 200 лет разбирают старые храмы и на их месте строят совершенно такие же, которые тоже существуют два последующих столетия.[b]Если и символ, то символ чего?[/b]Вы никогда не задумывались, почему все-таки итальянские власти оставили Колизей в том состоянии, до какого его довели время и сдатчики мрамора? Я думаю, что руины эти, тщательно охраняемые государством, до сих пор остаются живым напоминанием о той Великой империи, столица которой была когда-то в Риме.А каким символом было Царицыно? История царицынского дворца не столь блестяща, по существу, он стал уникальным долгостроем, достойным книги Гиннесса.Или еще пример: что символизировала собой гостиница «Россия», которая никогда не пользовалась уважением архитектурной общественности и, по меткому выражению Лужкова, «распласталась бетонной лужей возле Кремля, выламываясь из окружения, возникшего по большей части еще в Средневековье»? Приговор «бетонной луже» вынесла сама история. А московские власти просто претворили его в жизнь.«Сносу гостиницы «Россия» был бы счастлив и рад, – заметил тогда ныне покойный искусствовед Алексей Комеч, жестко критиковавший столичные власти за каждый новострой. – Но боюсь, что на ее месте возникнет еще худшее чудовище…»Власти тонкий намек Комеча приняли к сведению: в результате на роль главного проектанта новой гостиницы был приглашен один из самых знаменитых архитекторов современности, «маэстро архитектуры» Норман Фостер. Кстати, первый его проект, представленный на общественном градостроительном совете, мэр завернул – он не отвечал духу времени и места.Второй был признан более удачным. Заочные опасения были напрасны… Арх-эстафета Просвещенная публика упрекает тех, кто реанимирует Царицыно, в том, что негоже браться за деяние знаменитого архитектора (начинал-то строить Царицыно Баженов). Мол, что было сделано – священно. Не надо грязными руками и помыслами...Опять мимо: в данном случае эти люди вступают в спор с самой историей. А та знает массу примеров того, как здание за века своего существования становится плодом коллективного творчества архитекторов нескольких поколений. Классическим примером является кафедральный собор в Берне. Его строили почти полтораста лет. Тот же самый Кремль тоже «доводили» до нынешнего состояния не одно столетие. Первыми начали итальянцы – в 1490 году архитектор Пьетро Солари соорудил башни в стиле замков Северной Италии. В начале XVII века Спасская башня была надстроена «сложным шатром». А Никольская башня перестраивалась еще и после знаменитого пожара 1812 года, в результате чего приобрела ярко выраженные готические черты.Кто бывал в Риме, наверняка обратил внимание, как за Колизеем следят смотрители – пылинки сдувают. А наша практика показывает, что в Москве огромное количество памятников федерального значения находится в состоянии, весьма далеком от колизейного. На территории того же Гостиного Двора до вмешательства столичных властей вообще крысы бегали.Так что давайте не будем передергивать. И оставим все на своих местах: Колизей – римлянам, Варшаву – полякам, Мюнхен – немцам, Дом Павлова – волгоградцам, Царицыно, Гостиный Двор и Манеж – москвичам. У каждой страны и каждого города своя история и свой архитектурный стиль, а у каждого городского здания – свое предназначение.Не всегда надо бальзамировать руины прошлого. Иногда полезнее сделать из них достойные памятники для будущих поколений.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.