Галя Лутвин здесь не живет!
[b]Есть в Замоскворечье место,где несколько переулков объединены одним именем – Голутвинские. Переулки эти «нумерованные», правда, нумерация у них немного странная: за 1-м Голутвинским следуют сразу 3-й и 4-й. Словно гребень с выломанными зубьями! А Москва и есть гребень с выкрошившимися от бесконечного времени зубьями: только кусочки от очень давнего и сравнительно недавнего прошлого и сохранились![/b]Для того чтобы провести хотя бы мысленную «реставрацию» – восстановление недостающих «зубчиков», начнем, пожалуй, с названия. Оно перешло на переулки с названия слободы, известной с глубокой древности.По другой версии, существовал тут и древний Голутвинский монастырь. Тут, впрочем, мы с вами вступаем в область более или менее достоверных догадок. Дело в том, что существуют две версии: по одной из них (П. В. Сытин), тут находилось только подворье коломенского Голутвинского монастыря (существующего и сегодня). А по другой версии (С.К. Романюк и др.), тут располагался сам монастырь Рождества Богородицы в Голутвине, который упоминается в завещании великого князя Ивана Васильевича (но не Грозного, а его могучего деда): «А сыну моему Андрею даю на Москве за рекой слободу Колычевскую да монастырь Рождество Пречистые на Голутвине…»Еще больше споров и разногласия вызывает само название местности – Голутвино. Если верить словарю Владимира Даля, то «голутва» означает вырубку, расчистку, просеку в лесу. А вот знаменитый историк Николай Карамзин, рассуждая о названии Голутвинского монастыря под Коломной, приводит такую версию: «Рассказывают, по старому монашескому преданию, что на сем месте жили некогда разбойники, которых называли голытьбою или голыми людьми, и что их имя досталось монастырю в наследство…» Разбойников, разумеется, и на территории нынешней Москвы в разные времена было предостаточно – мало ли легенд об удалых налетах сохранили московские названия! Да вот только эта трактовка Карамзина сегодня мало кого устраивает: у Даля все както достовернее выглядит! Тем более что сходные названия местности существуют и в совсем иных краях России…А между тем еще в начале ХХ века среди москвичей бытовали и другие варианты происхождения этого названия. По одной из них, Голутвино произошло от «голой Литвы», которая будто бы тут селилась во времена Ивана III. А еще по одной (более экзотической) – здесь находился двор евнуха крымского хана, которого звали Галя Лутвин. Этот вариант происхождения названия очень нравился автору книги «Седая старина Москвы» Ивану Кондратьеву, который считал, что это вполне возможно. Правда, единственным доказательством для писателя служило близкое соседство Крымского моста и когда-то существовавшего здесь Крымского подворья…Все эти «варианты» стали возможны именно потому, что от прошлого нашего осталось так мало достоверных документов, что даже сравнительно недавняя старина (что такое с точки зрения историка XV век!) превращается в зашифрованную книгу. Или все ту же расческу с выломанными зубьями… А те «зубчики», что еще недавно сохранялись, мы с вами с каким-то садистским наслаждением выламывали в течение всего ХХ века…А от древнего Голутвина сохранилась до наших дней лишь церковь Николая Чудотворца. Она, по-видимому, является единственной наследницей главного храма Голутвинского монастыря (если он действительно существовал в этих краях). О самом храме известно немного больше. Он был сооружен на месте деревянной церкви Рождества Богородицы, сменившей к этому времени свой монастырский статус на ранг приходской городской церкви. Каменный храм на месте деревянного стал строиться в 1686 году «заботами местного священника Сергея Варфоломеева», а закончен был около 1692 года…С названием этого храма тоже сплошные загадки: храм, построенный и освященный в честь Рождества Богородицы (отмечаемого, кстати, 21 сентября), почему-то именуют по одному из ее приделов – святого Николая Чудотворца. Правда, освящен этот придел был на четыре года раньше основного храма, в 1688 году.Со многими московскими храмами такая петрушка получается: вспомните хотя бы Покровский собор, который чаще всего называют храмом Василия Блаженного (по одному из приделов).А нашу с вами голутвинскую церковку в течение двух с половиной веков достраивали, перестраивали, обновляли, ремонтировали, а потом – закрывали, обезображивали, ломали, но не сломали до конца. Хотя от колокольни 1769 года храм все-таки избавили! И сейчас церквушка эта стоит на старом месте, облагораживая собой нелепый «аквариум», построенный как «новое здание» Третьяковки и ставший в конце концов Центральным домом художника…