Путешествие дебютантов
[b]Киевские модницы щеголяют по солнечному Крещатику в мини-юбках и ботфортах на шпильках. На экранах же «Молодости» столь гламурных особ – раз-два и обчелся. Как, впрочем, и простых граждан, к примеру, украинских медиков, протестующих в эти дни против ликвидации главной городской больницы и рецептурных реформ... У этой «Молодости» явно не женское лицо и дивной красоты мужские торсы.[/b]Так, герои фильма Мича Вальда (Бельгия) «Конокрады» Роман и Элиас в далеком 1856 году промышляют кражей коней, не останавливаясь перед жестоким убийством казака (!) Жакуба. Тот теряет не только коня, но и брата. И начинается игра в графа Монте-Кристо в дремучих чащах востока (так обозначено место действия в титрах).Не менее мускулистой оказалась «Калифорнийская мечта» трагически погибшего румына Кристиана Немеску, которую все очень ждали. Эта трагикомедия, фильм-клоунада, рассказывает о том, как в 1999 году поезд НАТО застрял на одной из румынских станций, начальник которой оказался сверхпринципиальным. Без документов не включал зеленый свет семафора. А подкупы с гневом отвергал, признаваясь в своей ненависти к америкосам. Чем их неприятно удивил.История, бурлящая юмором и тестостероном (а как иначе, если ее герои – мускулистые пехотинцы, мечта всех девчонок мира), к финалу выходит на глубокие философские обобщения о роли сверхдержав и их праве вершить судьбы людей. А лирический сюжет американского Ромео и румынской Джульетты уходит на второй план.Жестокие люди правят миром и в «Конце» венгра Габора Рогони. Два пожилых супруга, доведенные до отчаяния, становятся преступниками – начинают грабить банки. Великолепный сценарий плюс отменные актерские работы Эмиля Кереса и Тери Фелди делают эту ленту счастливым исключением венгерского кино.Мир оборачивается страданием и болью для бразильского мальчика из фильма «Мутум». Мутум – немой. Вся грязь и изнанка жизни не гасят свет в его глазах. Лишь другу Филиппе он доверяет свои мечты. Трогательная история с хеппи-эндом, нашпигованная натуралистичными деталями, заставляет вспомнить о бессмертных латиноамериканских сериалах…Впрочем, подростки тоже отличаются недетским коварством. Об этом – лента «Состав» (Холлтрейн») Флориана Гаага. Его герои – четыре подростка, которые пытаются внедрить в массы культуру граффити. И просто кладут жизнь за эту странную идею. Шумный, громкий и в общем-то маловнятный фильм.После большинства фильмов, как вы поняли, впору было бежать к психоаналитику: снова депрессивный смур, немотивированная агрессия, крайняя жестокость героев – вот основной императив их создателей. Но «Молодость» – фестиваль дебютов. Значит, так они видят мир, и это грустно...Вот, к примеру, «Жестокость» – дебютный фильм Марины Любаковой. О нем «ВМ» уже писала. На фестивале случился триумф – как ни странно, не Ренаты Литвиновой, а... Анны Бегуновой, сыгравшей в дуэте с ней главную роль отвязного подростка, шантажирующего взрослых. Любаковой вручили приз имени Ива Монтана для Анны Бегуновой, признанной лучшей актрисой – 1000 евро.На этом депрессивном фоне бешеных аплодисментов вызвал незамысловатый «Визит оркестра» израильтянина Эрана Колирина. История о том, как безумный «оркестр полиции Александрии» по ошибке заехал не в тот поселок, где его ждали, подкупила своим теплым юмором, лиризмом, человечностью. Вот бы заставить политиков на Ближнем Востоке посмотреть эту ленту! В бурном море внеконкурсных показов высились две скалы.«Певец» с Жераром Депардье – это история о том, как стареющий поп-идол пытается вернуть себе молодость и любовь. Старый страдающий Депардье, взявший вес Габена, – на это стоит посмотреть! Второй утес – те странные «Коробки» Джейн Биркин, где легендарная певица выступила как режиссер и пригласила к себе великие тени прошлого (многие из которых были ее мужьями). В ее доме царит полный бардак, отцы ее детей возникают и уходят в небытие. Мишель Пикколи и Джеральдина Чаплин играют ее родителей – и это, пожалуй, самое интересное в этой претенциозной картине, нашпигованной ходульными мертвыми диалогами.Специальным событием стала презентация фотоальбома Александра Антипенко об Андрее Тарковском. Антипенко был рядом с классиком в течение долгих лет, дружил также с Параджановым, Юсовым, другими мэтрами.Еще одно знаковое событие – юбилей Ады Роговцевой. Блистающая обаянием и немеркнущей красотой, актриса приехала открыть фотовыставку, посвященную ее творчеству. В этом ей помог посол России в Украине Виктор Черномырдин. Следуя своем стилю, он отметил, что-де нас с вами потомки забудут, а вот образ Роговцевой – никогда. И вручил актрисе орден Дружбы народов. А затем был показан фильм, снятый для главного украинского канала – «Граю, летаю – живу». Кстати, в зале находилась вся многочисленная семья актрисы – дочь-режиссер, сын – свободный художник и внучка…Заехал в Киев и Сокуров – представить братьям-славянам «Александру» и дать мастер-класс. Андрей Звягинцев тоже учил студентов уму-разуму (он привез свое «Изгнание»). И тонко обошел вопрос о вражде Михалкова и Лесневского.Кстати, о корифеях. Депардье все-таки появился на закрытии в паласе «Украина» – необычайно аккуратный, увы, пополневший, но строгий и грустный (оказалось, прилетел с температурой 39, 3°С). Сказал маленькую речь – как счастлив бывать в Киеве, где очень душевный зритель:– Я с удовольствием смотрю украинское кино. Уверен, что впереди у него много интересного. У вас большая память кино...Далее актер вспомнил «армянина Параджанова», который здесь жил, и это его вдохновляло.– Его память тоже здесь. Здесь все те, кто близок моему сердцу.И затем вдруг добавил по по-русски: «Слава Украине, слава кино!», чем вызвал бешеный восторг зала. А потом, приняв участие в общем фотографировании на сцене с победителями и жюри, закрывшись зонтиком от искусственного снега, который вдруг повалил из-под колосников, удалился в сторону аэропорта. Депардье спешил в Париж – на съемки новой картины с Фанни Ардан.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]Основные награды 37-го МКФ «Молодость»[/i]Гран-при [/b]– статуэтка «Скифский олень», диплом и $10 тыс. за лучший фильм конкурсной программы – «Визит Оркестра» (Эрана Колирин (Израиль–Франция).[b]Специальный приз жюри [/b]– «Калифорнийская мечта» Кристиана Немеску (Румыния).[b]Приз за лучший полнометражный игровой фильм [/b]и $2500 – «Холл-трейн» Флориана Гаага (Германия–Польша).[b]Приз за лучший короткометражный игровой фильм [/b]– «Ковчег» Гжегожа Йонкайтиса (Польша).[b]Приз за лучший студенческий фильм[/b] и $2500 – «Сердце разрывается» Анне Севицки (Норвегия).[b]Приз зрительских симпатий [/b]и 1000 евро – «Холл-трейн» Флориана Гаага (Германия–Польша).[b]Приз FIPRESCI [/b]– «Калифорнийская мечта» Кристиана Немеску (Румыния).[b]Приз Международного жюри экуменических организаций [/b]– «Визит Оркестра» Эрана Колирин (Израиль–Франция).