Охота на заемщика
[b]Что за неприличный вопрос!!! Разве не сказано: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Евангелие от Матфея). А если кредитором выступаем не «мы», а банк? Должен ли банк относиться снисходительно к должникам?[/b]Боюсь, что нет. И не только потому, что банкиры (впрочем, как и остальные граждане) грешны.Если вдуматься в текст писания, легко увидеть, что к банкирам он не относится. Должно прощать должникам нашим, а заемщики банка юридически, разумеется, должны ему, но физически – вкладчикам банка, тем людям и предприятиям, которые доверили банку свои кровные. У банка, конечно, есть собственные средства, но их относительно мало: приблизительно десятая часть тех денег, которыми он оперирует. И по закону, и на практике банк – это организация, перераспределяющая временно свободные накопления одних в пользу других – тех, кто в данный момент нуждается в деньгах. Следовательно, если банк станет прощать долги, он никогда не сможет вернуть «временно свободные накопления», т. е. будет заниматься грабежом.Как же должен поступить банк, если заемщик не платит? Не вооружаться же пресловутым орудием кредиторов 90-х лет – паяльником! Дорожащий своей репутацией банк (а из-за ужесточающейся конкуренции таких становится все больше) прежде всего постарается выяснить причину неплатежа. Чаще всего причина – наше «рассейское» разгильдяйство. В таком случае банк ограничивается напоминанием.Хуже, если человек заболел или потерял работу. Если стряслась такая беда, я настоятельно советую пойти в банк и рассказать о своих проблемах. Хороший банк не станет загонять в угол своего клиента, которому и так несладко. Предлагаемый обычно выход из положения состоит в так называемой «реструктуризации» долга. Заемщику предлагают новый более растянутый во времени график платежей. Такой график в большинстве случаев позволяет больному выздороветь, а безработному найти работу. Реструктуризация выгодна и банку: он в конце концов и деньги получает назад и зарабатывает самый дорогой для банка капитал – доверие граждан.Совсем плохо, если заемщик не в состоянии или не хочет возвратить кредит ни при каком графике платежей. Тогда банк может перепоручить переговоры с заемщиком коллекторскому агентству. Коллекторское агентство – это организация, специализирующаяся на сборе долгов (collect – по-английски собирать).К сожалению, не все такие агентства умеют вести себя корректно.Бывает, что сотрудники агентства буквально преследуют должника, звонят ему в ночь-полночь, угрожают, рассказывают о нем были и небылицы соседям. Такое поведение нарушает дух и букву нашего законодательства: тысячу раз виноватого человека наказать может только суд (и даже он не имеет права лишать сна). Такие методы все меньше нравятся наиболее дальновидным банкирам: вернешь ли долг с помощью беспардонных коллекторов – неизвестно, а доброе имя потеряешь наверняка.К счастью, и коллекторское сообщество неоднородно. В нем все большим влиянием пользуются люди, склонные превратить свою профессию в уважаемую. Они объединились в Ассоциацию по развитию коллекторского бизнеса.Эта ассоциация вместе с Ассоциацией российских банков, Минэкономразвития и Госдумой взялась за разработку специального закона о коллекторской деятельности, который определит права и обязанности как коллекторов, так и должников.Я надеюсь, что принятие этого закона станет одним из первых решений новой Государственной думы.[i][b]Павел МЕДВЕДЕВ[/i], депутат Государственной думы[/b]