Черный юмор по-английски в исполнении братьев Чемпенов
СКАНДАЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ БРАТЬЯ ЧЕПМЕНЫ В МОСКВЕ Их выставка сегодня открывается в галерее «Триумф». Здесь есть и знаменитые старые работы, и совсем новые живописные (мировая премьера!). А еще – фрагменты восстановленной инсталляции «Ад», погибшей при пожаре в Лондоне и стоящей более полумиллиона фунтов стерлингов. Кем только ни называли Джейка и Диноса Чепменов в западной прессе – и «садистами», и «извращенцами, поправшими идеалы гуманизма». Между тем сегодня это, пожалуй, одни их самых востребованных в мире художников. Путь к славе для них начался со скандальной выставки Sensation, устроенной в 1997 году в лондонской Королевской академии художеств. На ней демонстрировались работы участников группы «молодых британских художников» (к ним, кроме Чепменов, причисляют еще Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Марка Куинна, Криса Офили и др.). Два года спустя их экспозицию в Бруклинском музее потребовал закрыть мэр Нью-Йорка, но федеральный суд США этому воспрепятствовал (не правда ли, ситуация чем-то отчасти напоминает московскую суету вокруг «Русского соц-арта» в Париже?). Первая реакция на образы Чепменов – ужас и омерзение. Ну а что можно еще почувствовать, глядя на выставке в «Триумфе», например, на скульптуру сиамских близнецов, стоящих в луже крови? Или на картину «Глотай, собачка», где хозяин-монстр предлагает псу его же вырванный глаз? (Кстати, эта живописная работа – из новой серии Чепменов – картин, написанных поверх картин авторов викторианской эпохи.) Но, с другой стороны, разве не испытываешь ужас и омерзение от некоторых образов, созданных Дали? Многое из того, что делают Чепмены, – тоже чистейший сюр. Предшественниками английских братьев-художников называют и Босха, и Гойю (к творчеству которого сами Чепмены обращались не раз). Восстановленные фрагменты «Ада» на выставке – небольшие инсталляции из игрушечных фигурок людей и окружающих их элементов пейзажа. В них группы солдатиков в нацистской форме при помощи скелетов-монстров извращенно убивают друг друга. Показывают в «Триумфе» и знаменитые чепменовские шахматы, выставлявшиеся в прошлом году в Галерее Гари Татинцяна. На клетчатой доске, разрисованной скелетами, друг против друга в боевой готовности выстроились фигурки длинноволосых подростков – черные и белые. Причем и у тех и у других вместо носа – мужское достоинство, а вместо рта – анальное отверстие. Теми же отличительными чертами щеголяет и бронзовая скульптура мальчика, которую на выставке деликатно окрестили «Хлебало». Что ж, современные художники берут эпатажем – не Чепмены первые, и не они последние. На фоне всего остального просто «по-детски» выглядит серия «Моя большая книжка-раскраска-III» (гравюры, раскрашенные вручную акварелью) с героями-монстриками. «Это же просто черный юмор», – облегченно выдыхаешь, глядя на «раскрасочные» листы. Потому что некоторые работы на выставке, тот же «Ад» например, назвать юмором, даже черным, просто язык не поворачивается. Выставка продлится до 27 декабря