Шедевры из запасников ГМИИ им. А. С. Пушкина увидят свет
Обычно ГМИИ им. А. С. Пушкина балует нас выставками, на многие из которых выстраиваются очереди. Но сейчас в музее ожидается событие иного рода. С 18 декабря в главном здании на Волхонке, 12, будет работать обновленная постоянная экспозиция. И это событие никак нельзя пропустить, ведь знакомые и любимые с детства залы претерпели большие изменения, и здесь появилось много нового. О переменах в музее – настоящих и будущих – мы беседуем с его директором Ириной Александровной Антоновой. – Обновление постоянной экспозиции – событие, всегда волнительное и для самого музея, и для тех, кто его любит. Ирина Александровна, расскажите, что изменится в главном здании, а что останется по-прежнему? – Этот новый этап для нас радостен, ведь мы наконец-то покажем много работ экспозиционного уровня из запасников. Расширение экспозиции стало возможным благодаря тому, что в прошлом году живопись ХIХ–ХХ веков мы перевели в соседнее здание, Галерею искусства стран Европы и Америки. В главном здании наши коллекции скульптуры, слепков с произведений искусства Древнего мира, эпохи Возрождения, Средних веков остаются без изменений. Но вся картинная галерея и коллекции подлинников античного мира показываются обновленными и в новых залах. Все разделы здесь расширены, и прежде всего античное искусство. У нас очень хорошая коллекция подлинников, и не только вазописи, но и скульптуры, и всякого рода прикладного искусства. Одно время (довольно давно – в 1974 году) все это выставлялось вместе со слепками. Но потом у нас просто не хватало места, чтобы показать эти коллекции достойно. Зато сейчас мы отдали под них несколько залов. – А какие изменения произошли в картинной галерее музея? – Значительно увеличилась часть экспозиции, связанная с Северной Европой – Нидерландами, Германией, Голландией, Фландрией. Раньше у нас была только одна стена с картинами фламандских мастеров, в том числе Рубенса и Снайдерса. А сейчас мы показываем большой зал Фландрии. Мы сделали отдельный зал Рембрандта и его школы и еще один зал других голландских мастеров. Ведь даже некоторые работы такого крупнейшего мастера ХVII века, как Питер де Хох, до сих пор хранились в запасниках. У нас три его вещи, но только теперь мы показываем их все вместе – а раньше выставлялась только одна. Еще два зала голландцев мы бы сделали запросто, если бы у нас было место. Все упирается в недостаток площадей. Совершенно по-новому смотрится сейчас и раздел Германии и Нидерландов ХV–ХVI веков. Того, что мы здесь покажем, не видели даже наши сотрудники – все было в запасниках. А это редчайшие вещи, и сейчас мы провели большую работу по их атрибуции. У нас очень хорошо представлен и ХVII век – не только в разделах Голландии и Фландрии, но и в разделах Франции, Италии и Испании. Все это – на втором этаже. – Претерпело ли изменение само пространство залов? – Конечно! Щиты в картинной галерее у нас стояли с 1924 года, и только сейчас мы их заменили. Хорошо работали в старое время, правда?! Теперь экспозиция сделана на новом оборудовании. – Получается, картинная галерея в музее разделилась на две части. Работы, начиная с иконописи и средних веков и заканчивая ампиром, находятся на Волхонке, 12, а ХIХ–ХХ век можно увидеть на Волхонке, 14. Сколько времени в таком виде пробудет экспозиция? – Мы рассчитываем, что около пяти лет, а потом у нас появятся новые площади. В фондохранилище остается очень много вещей, достойных постоянной экспозиции. Из них можно сделать еще один музей, подобный тому, какой посетители смогут увидеть начиная с завтрашнего дня. С этим и связаны наши амбициозные планы расширения Музейного городка. В частности, будет реконструирована бывшая усадьба Вяземских-Долгоруковых, и весь ХIХ–ХХ век переедет туда. Мы рассчитываем на то, что там все-таки появятся и коллекции второй половины ХХ – начала ХХI века. У нас их очень мало. Но у меня есть предварительные договоренности с некоторыми зарубежными музеями о том, что они станут предоставлять нам свои коллекции на год – на полтора. – И вы будете устраивать сменные экспозиции? – Да. И в какой-то мере восполним наши лакуны, потому что приобрести это искусство сегодня для нас нереально. – Как у вас продвигается согласование с Норманом Фостером проекта «Музейный городок»? – Мы уже одобрили проект в целом, недавно на заседании Попечительского совета фонда ГМИИ им. А. С. Пушкина (Его возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев. – А. Ч.)Фостер уже даже показал макет будущего Музейного городка. Теперь идет проработка деталей проекта каждого здания. Ведь помимо реконструкции старых сооружений, план Музейного городка предполагает и новое строительство. Например, появится здание библиотеки, Дома музыки, выставочного центра… – Кто сегодня вхож в многотомную библиотеку музея? – Я уточню: в ней 800 тысяч томов, и она считается лучшей библиотекой в Москве по искусству. Она считается ведомственной, и предназначена для искусствоведов и студентов университета. Там 600 кв. метров, а в будущем году под библиотеку отдадут 2900 кв. метров, представляете? Это совсем другой уровень хранения, мы наконец-то сможем все по-человечески выставить! Нет, у нас и сейчас в библиотеке ничего не валяется, но теснота – это не то слово. И, наверное, мы расширим круг читателей. Может быть, к нам смогут приходить художники, студенты художественных институтов, того же Суриковского, например. – В здании Дома музыки будут проводиться Декабрьские вечера? – И они, и еще много других концертов. И так как зал предполагается сделать многофункциональным, в нем будут проходить конференции. Еще у нас появится новый выставочный комплекс напротив храма Христа Спасителя. Мне очень нравится, как Фостер его придумал – это пять отдельно стоящих зданий, напоминающих лепестки цветка. В них можно будет одновременно проводить выставки разного характера. Одно здание, например, предназначено для живописи, другое, с залами поменьше, для графики. А третье – для масштабных экспозиций – до сих пор у нас такого помещения не было. Как-то раз, помню, мы проводили выставку мексиканской скульптуры, и это был ужас, потому что многотонные памятники нельзя было ввезти в музей (мы боялись, что они раздавят пол), и нам пришлось их оставить на улице. – Ирина Александровна, в новом выставочном комплексе хватит места для современного отечественного искусства? Я спрашиваю, потому что знаю – вы к нему как-то немножко скептически относитесь. Или это не так? – То, что вы сейчас сказали, – это одна из легенд. Мало ли легенд, связанных с музеями, вот теперь еще и эта… Вы сами знаете наше выставочное пространство в главном здании: Белый зал, Колоннада, еще один зал и… все. Есть еще немножко места в Музее личных коллекций. В нем все время идут выставки отечественного и в основном современного искусства. Конечно, мы очень выборочно к нему относимся, хотя бы потому, что мы – музей и имеем право на свои оценки. Но я люблю наших современных художников, дружу с ними… – Например, с кем? – С самыми разными людьми. И с Наташей Нестеровой, и с Димой Жилинским. И вот есть очень молоденькая девочка, Наталья Ситникова, чьи работы мне нравятся, она с моей подачи несколько лет назад получила молодежную премию «Триумф». Хорошие художники есть, но, например, Московская биеннале современного искусства у меня вызывает недовольство… – Вы говорите о второй Московской биеннале современного искусства? – Я говорю о концепции Московской биеннале в принципе. На мой взгляд, она неправильная, потому что один к одному повторяет международные биеннале в Сан-Пауло, Венеции, «Документу» в Касселе... На нашей биеннале сейчас происходит все то же, что и в Манеже в советские времена, но с точностью до наоборот. Раньше туда не пускали по идеологическим причинам абстракционизм – теперь на его месте традиционное искусство. Меня как-то спросили по этому поводу: «Вы хотите, чтобы показывали Шилова?» Но я сейчас не о нем говорю. Есть другие полноценные мощные художники. Вот и покажите их рядом с теми, кого вы сейчас выставляете на биеннале. Не бойтесь, и тогда вы будете оригинальны в мировом художественном процессе. Тем более что у этих художников огромная аудитория, большая чем та, что обычно посещает нашу биеннале… – А можете ли вы назвать конкретно художников такого плана, которые вам нравятся? – Сложный вопрос, тем более что их, действительно, не так уж часто показывают. Но вообще существует удивительная плеяда женщин в этом искусстве – и это не только Нестерова, Назаренко, Булгакова – сильных художниц много. Есть еще очень способная молодежь, есть и старики... Хотя более неблагоприятных условий для мастеров классического искусства, чем сейчас, никогда не было в мировой истории. – Почему? – Пропал интерес к подлиннику – он больше как бы и не нужен. Все можно увидеть по телевизору, в Интернете. Все уткнулись в экран. Никому не хочется увидеть размер, фактуру. Посмотрел репродукцию – и вот я уже все знаю об этой картине. А ведь это великая вещь, в которой – целая концепция духа человеческого. А сейчас нужна картинка. Это страшное снижение порога восприятия. И художники мечутся, они уже не знают, на кого работают. Плюс, конечно, сильнейший коммерческий момент – на этом безрыбье надо все-таки делать коммерцию. – Ирина Александровна, наверное, всех интересует вопрос: будут ли в обновленной экспозиции перемещенные ценности, которых посетители вашего музея еще не видели? – Обязательно. Что-то, правда, пока находится на реставрации. Например, несколько хороших картин старых итальянских мастеров. – Вы не боитесь, что покажете сейчас это и опять поднимется шумиха? – Нет, потому что все это опубликовано в Интернете. Там есть каталог перемещенных ценностей, которым занимается господин Вилков. Так что здесь просто исключены скандальные моменты. И если говорить по существу, видит Бог, перемещенных ценностей у нас немного осталось, ничего такого, чтобы «ах!…», у нас нет. Были когда-то шедевры из Дрезденской галереи, но, как вы знаете, с ними мы распрощались. – Ирина Александровна, еще не могу не спросить про выставку из четырех крупнейших музеев нашей страны, в том числе и ГМИИ им. А. С. Пушкина, которая должна открыться в Лондоне в январе. Месяц назад в прессе прошел слух, что некоторые работы могут оттуда не вернуться... – А мы их пока на эту выставку и не даем. Ждем гарантий. После Швейцарии второй раз на те же грабли мы наступать не будем. – Но ведь осталось уже очень мало времени? – Да, но это уже не наши проблемы. – В случае появления гарантий какие работы поедут в Лондон? – 22 картины – это в основном импрессионисты, но не только. Там есть работы и Гогена, и Сезана, и Моне. Эта выставка – некий очень уменьшенный вариант экспозиции «Москва–Париж» Поздравляем! В минувший четверг в Кремле директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова получила из рук главы государства орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. От всей души поздравляем Ирину Александровну с этой высокой государственной наградой! Желаем ей доброго здоровья и новых успехов на благородном музейном поприще.