Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Вся правда о работе в элитном ресторане

Общество

«Зарплата от 18 тысяч рублей! Гибкий график работы! Дружный коллектив!» – так обычно заманивают на работу официантов и барменов. При этом профессиональный опыт соискателя не важен. «Научим, – уверяют работодатели. – Главное – желание и умение общаться с людьми»… Стажерский график: от рассвета до забора Сразу скажу: сильного желания таскать подносы у меня не было. Но посмотреть изнутри, чем живет современный общепит, очень хотелось. Вот так я стала официанткой. Двери распахнул мордастый швейцар в тулупе и красных сапогах. В ресторан я вошла как королева – с гордо поднятой головой и улыбкой во все 32 зуба. Разумеется, швейцар кинулся помогать мне снимать пальто. – Я по поводу трудоустройства, – объяснила я. – На работу, что ли? – заметно сник он и, швырнув обратно мое пальто, процедил: – Вход со двора. Во дворе – обшарпанная дверь без каких-либо опознавательных знаков. Это и есть вход для персонала. Толкнув ее, сразу оказываюсь в официантской. От увиденного бросает в жар. Из зала один за другим с подносами, заваленными грязной посудой, вылетают официантки. Свалив груду тарелок и объедки на стол, пулей выскакивают обратно. Несколько официантов, стоя в сторонке, дохлебывают суп. Еще двое тут же режут хлеб. Посудомойки, матерясь, шлепают об стол тарелки. Музыка и смех, доносящиеся из зала, здесь сливаются с руганью, шумом воды и звоном стекла. – Тебе чего? – раздалось у меня над ухом. Это проснулся охранник, до этого благополучно меня проворонивший. – Да мне бы на работу к вам… – Стой здесь! Щас позову старшего администратора. Через 10 минут прямо у раковины с грязной посудой прошло мое первое собеседование. После которого стало ясно, что работать здесь может даже ишак. Потому что выглядело оно так: – Опыт работы есть? – Нет. – Медкнижка есть? – Нет. – Ну, ничего страшного. Главное – уметь общаться. Ты умеешь? Я нервно закивала головой. – Вот и отлично. Пока оформим тебя как стажера. График – два на два. То есть два дня работаешь – два отдыхаешь. Работа до 23 часов. Завтра приходи к 8.00. Штрафной прайс-лист На следующий день ровно в 8 утра я, как оловянный солдатик, стояла у железной двери. – Ты, что, хочешь, чтобы тебя оштрафовали? – на этот раз меня встретил другой охранник, Коля. – В 8.00 железно должна быть на утреннем совещании. Ничего не поняв про штрафы, прямо в пальто вбегаю в зал. В центре за большим столом восседает какой-то мужик (как выяснилось – директор ресторана). Вокруг – официанты при полном параде. Девушки в отутюженных белоснежных блузках, расшитых крестиком передниках, на головах – венки из маков и фиалок. Хоть отправляй любую прямо на фестиваль народной песни. Парни тоже «в теме»: в белых рубахах, в шароварах, красных сапогах и соломенных шляпах. И тут – я: волосы – дыбом, шарф – на спине… – Это что еще такое?! – взвизгнул мужик. – Я – не «что», я – кто. Стажер. Мы, кажется, вчера договаривались… – Почему в верхней одежде? Вон из зала! – закатился в истерике мой будущий шеф. Уже в официантской охранник Коля просветил меня по поводу здешних порядков. Оказывается, в 8.00 в накрахмаленной блузке и выглаженной юбке я должна стоять в зале. В течение 15 минут начальство проверяет официантов на знание меню, подсчитывает убытки, раздает всякие ЦУ и т. д. Но перед тем как зайти в ресторан, я должна сдать Коле свой мобильник, плеер, книжки-журналы и другие предметы, которые могут отвлечь от работы. Все это богатство Колян складывает в железную банку от печенья и после окончания рабочего дня возвращает. Тут же выяснилось, что насчет штрафов Коля не шутил. За каждую оплошность официант расплачивается деньгами. Позже на кухне я нашла замусоленный «прайс-лист». Интереснейший документ! Итак, за «опоздание на работу» начальство взимает 100 рублей, за «появление в зале с грязным подносом» – 50, за «несоблюдение субординации» – 500. А отсутствие на генеральной уборке, которую садисты-администраторы устраивают после каждого праздника, стоит аж 1000 рублей. Утренняя летучка наконец закончилась. Брезгливо окинув меня взглядом, администраторша швырнула мне рабочую одежду, в которую я тут же и обрядилась. Это было зрелище не для слабонервных. Рубашка 56-го размера повисла на мне до колен. Распоротый до самого пояса подъюбник (извиняюсь за профессиональный жаргон) был больше похож на половую тряпку. А безразмерным фартуком легко было обмотаться несколько раз. В довершение всего – изрядно потрепанный венок из искусственных цветов, которые гораздо уместнее смотрелись бы на чьей-то могилке. В таком виде меня и посадили в официантской – зубрить меню на 70 страницах. – Учи! – сказала администраторша. – Состав блюд и их стоимость должны отскакивать у тебя от зубов. Вареники ценою в день На второй день в 7.00 я уже была в ресторане. Сдав охраннику все по списку, пошла переодеваться. Переодеваются официанты в кладовке, которую здесь почему-то гордо именуют «раздевалкой». Там 15 шкафчиков, каждый рассчитан на двух человек – так что перед летучкой этот закуток больше напоминает метро в час пик. Туда, где помещается максимум 5 человек, каким-то макаром набивается 20. – Хреново работали вчера, – с ходу начал директор. – У нас не проданы голубцы, вареники и стерлядь. Чтобы сегодня продали, а то я их вам засуну... Приходько, состав «свинины по-царски» огласи! Официантка, сидевшая рядом со мной, потупилась. – Та-ак… Значит, вместе со стажером сегодня весь день у ч и ш ь меню. И крутишь приборы, – вынес приговор директор. Как я узнала позже, закручивать приборы в салфетки всегда сажают провинившихся. Естественно, в этот день официант ничего не заработает. – Ну а ты что за вчерашний день выучила? – настал мой черед. – Только холодные закуски. – Ладно, поставьте ее сегодня в зал, – вдруг сменил гнев на милость начальник. – Пусть там покрутится, другим поможет. К тому времени я уже просекла, что заработок официанта напрямую зависит от «крыши», которую нужно каждый день «благодарить». «Крыш» в ресторане целых три, и на них уходит примерно треть личного дохода. Первая – это кухня. Чтобы быстро принести гостю заказанное блюдо, нужно приплачивать шеф-поварам. Вторая «крыша» – бар. От барменов зависит, насколько разбавленным будет пиво, а стало быть, насколько довольным и щедрым – гость. И наконец, встречающий официант. Гостю только кажется, что он входит и садится, куда сам захочет. На самом деле именно встречающий решает, за чьим столиком окажется посетитель. Постоянных гостей, которые оставляют щедрые чаевые, а также дам в норковых шубах и мужчин в дорогих костюмах ведут только за «проплаченные» столики. Студентов и прочую шелупонь – за столики стажеров. Понятно, что в тот день, помогая другим, я осталась без чаевых. Съедено должно быть все На третий день я тоже ничего не получила. Потому что опять выполняла всю грязную работу за старших официантов – таскала их подносы, убирала со столов грязную посуду. В перерывах же бегала в соседний магазин за колготками главному бухгалтеру, потом – в аптеку для шеф-повара, в салон мобильной связи для администратора и пр. К концу этой 16-часовой рабочей смены страшно болели руки – ведь, чтобы таскать 10-килограммовые подносы, нужна хорошая физподготовка. Ноги, которых я вообще не чувствовала, разнесло так, что дома не смогла влезть даже в тапочки. Но сдаваться так быстро не хотелось. Я даже решила пропустить два следующих выходных, которые мне полагались по графику, и продолжить «стажировку». Тем более, меня уже научили продавать «висяки» – блюда, которые не съели накануне. Такая неприятность случается всякий раз, когда посетитель в последний момент отказывается от заказа или официант по ошибке пробивает не то блюдо. Но съедено должно быть все по определению, поэтому продавать «висяки» обязан уметь каждый. «Зависшие» голубцы И вот настал мой звездный час. У меня появился «свой» столик, а за ним – первый настоящий посетитель, по виду мелкий офисный служащий. Клерк, одним словом. Пробежав взглядом меню, он ткнул пальцем в голубцы. Я приняла заказ. А кто-нибудь мне сказал, что они готовятся как минимум час? В общем, за то время, пока они пеклись-жарились, голодный клерк смел закуску, первое, третье... А насытившись, от голубцов отказался. – Продавай как хочешь, или будешь жрать их сама, и за свой счет, – доходчиво объяснила мне администраторша. Конечно, я с удовольствием променяла бы «висяк» на котлеты, которыми здесь кормят официантов. Но даже они были мне пока не по карману. Значит, проклятые голубцы требовалось срочно кому-нибудь впарить. На счастье, за мой столик опустился очередной гость. Наш диалог звучал примерно так. – Что вы можете посоветовать? – Голубцы. Поверьте – сегодня очень, очень вкусные! – А еще? – Ну, свинина по-царски, котлеты по-киевски… Хотя они, честно скажу, не очень… – А что кроме этого? – Голубцы! По особому рецепту нашего шеф-повара. Уверяю вас – намного вкуснее свинины! Это была моя первая настоящая победа. Гость сдался. Уже через три минуты я несла ему голубцы, которые не нашли себе места в желудке клерка. С пылу с жару – прямо из микроволновки. Конечно, бывалые официанты продают «висяки» не так топорно. Вовремя пожалуются гостю на жизнь, к месту расскажут свежий анекдот – приемов множество. И если использовать их умело, можно, ко всему прочему, еще и получить хорошие чаевые за вчерашние вареники и позавчерашние пельмени. По новому сценарию Следующий день выдался тяжелым для всех. Только у директора закончилась обычная утренняя истерика, как в ресторан нагрянула миграционная служба. Что тут началось! Официантки – врассыпную, администраторы – в панике, директор – зеленого цвета. В зале осталась я одна.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.